РЕЛИКВИИ – в узком смысле, бренные останки (мощи) святого. Реликвии в широком смысле – предметы, которые некогда принадлежали богам, пророкам, святым. Почитание реликвий имеет огромное значение в христианстве (главным образом, в католицизме) и буддизме. Поклоняясь святым мощам, христиане чествуют самого святого. Первой христианской реликвией считается плащаница с тела апостола Павла; ею пользовались для исцеления святых. Во время Крестовых походов в Европу хлынул целый поток реликвий, вызывавших справедливое сомнение в своей подлинности. Однако св. Фома Аквинский всецело одобрял почитание реликвий и верил в их чудодейственную силу. На Трентском Соборе 1563 г. католическая церковь утвердила поклонение реликвиям; наиболее ценными из них считались фрагменты креста, на котором был распят Христос. Православная церковь уделяет основное внимание поклонению иконам, а не реликвиям. Протестантские реформаторы XVI в. единодушно осуждали поклонение мощам. В исламе тоже существует культ реликвий, связанных с основателем мусульманской религии и святыми. Однако этот культ не получил официального статуса, и многие исламские теологи утверждают, что поклонение мощам противоречит учению пророка Мухаммеда. Буддисты поклонялись реликвиям с самого основания своей религии. В «Махапариниббана-сутре» говорится, что прах Будды разделили между собой восемь индийских племен. Над этими реликвиями были возведены священные курганы – ступы. Объектом поклонения служат также семь «телесных реликвий» (сарира): четыре клыка, две ключицы и лобная кость Будды. Тибетские буддисты поклоняются забальзамированным телам покойных далай-лам, которые считаются воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. В индуизме поклонение мощам практически отсутствует. Это объясняется двумя причинами: во-первых, индусы не знают, кто был историческим основателем их религии, и во-вторых, они считают физический мир (включая историю) иллюзией, не имеющей никакого духовного значения.