CАТОРИ – (япон. пробуждение, постижение, осознание), состояние просветления как высшая цель религиозной практики дзэн. Наступление сатори связано скорее с интуитивным прозрением, нежели с логическим анализом, оно переживается как внезапное преображение окружающего мира, когда все вокруг предстает в новом свете. Одновременно, поскольку в дзэн все сущее едино, сатори может быть определено как «взгляд в себя». Все люди обладают «природой Будды», цель практики дзэн – проявить эту природу. С. не есть отрицание мира, но принятие его. Достигший сатори познает единство субъекта и объекта, «Я» и мира, принципиальную недвойственность бытия. Наступление этого состояния подобно вспышке молнии и не может быть адекватно описано в словах; сатори самодостаточно и не может быть предметом логической дискуссии. Тем не менее традиция дзэн, как правило, предусматривала официальное подтверждение со стороны учителя о достижении сатори. Сатори подразделялось на «малое сатори», когда истина лишь приоткрывается адепту на короткое время, и «большое сатори», окончательное и полное. Д.Т. Судзуки назвал сатори «прозрением подсознательного», выделив восемь признаков этого состояния: иррациональность, интуитивность, мгновенность, самодостаточность и позитивность переживания, безличный его характер, ощущение восторга, проникновение в скрытую природу вещей и постижение запредельного. Сатори подготавливается путем длительных духовно-интеллектуальных упражнений (похожее значение: Дзадзэн, Коан), но может произойти и спонтанно, под воздействием совершенно малозначительных внешних обстоятельств.