CЕФИРОТ – в иудейской мистике – десять творческих сил, десять эманации Эйн Софа, посредствующих между «бесконечным» (Эйн Соф) и «сотворенным» миром; сосуды (проводники), с помощью которых свет создателя передается человеку; неопределимый Бог приходит к определенности в десяти сефиротах или стадиях своего смыслового развертывания. Каждая из десяти Божественных эманации содержит в себе одно из качеств этого мира. Происхождение слова сефирот точно неизвестно, но многие исследователи считают его искаженным вариантом греческого слова «sphera» или позднелатинского «cifra». Последнее представляется наиболее вероятным, поскольку в древнейшем из каббалистических трактатов («Сефер Йецира») сказано, что Господь создал мир посредством двадцати двух букв еврейского алфавита и десяти «изначальных чисел, называемых сефирот». Эти десять чисел состоят из четырех основных элементов (Божьего духа, воздуха, воды и огня) и шести пространственных направлений (вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад). Размышляя над этими мистическими числами, человек открывает смысл Божественных тайн. Перечень сефирот: венец, корона, кетер; мудрость, хокма; понимание, разум, бина; милость, милосердие, хесед или гедула; Cила, жесткость, гебура; победа, нецах или пехад; вечность, покой, слава, год; величие, красота, мировая гармония, тиферет; основа, форма, йесод; царство, малкут. Cторонники так называемой «лурианской школы» исключают из числа сефирот кетер, которая, по их мнению, является не эманацией, но Божественным первопринципом, порождающим все эманации. В этой системе хокма и бина считаются высшими сефиротами, а между ними вводится дополнительная сефирот – даат (постижение). Система, которую предлагает видная английская исследовательница каббалы Дион Форчун, включает в себя и кетер, и даат, но последняя обозначается пунктиром и считается «дополнительной». Десять сефирот обычно изображаются в виде сложного чертежа, который называют «Древом Сефирот» или «Древом Жизни». Совокупность сефирот образует космическое тело совершенного существа – первочеловека Адама Кадмона. Иерархия Божественных эманации представлена здесь в виде трех взаимосвязанных вертикальных колонн. Медитация на Древо Сефирот представляет собой мысленное восхождение из сферы материального мира (малкут) в сферу Чистого Духа (кетер). Согласно работам Исаака Лурии, адепт, восходящий в кетер, попутно «собирает вместе» все остальные девять сефирот и восстанавливает их изначальное единство. Похожее значение: Сефира, Сефера, Сеферот.