НИДАНА (Nidanas). Набор, или цепь причин и следствий. Двенадцать из них, которые часто упоминаются как источники страданий и несчастья, особо перечисляются в буддизме и покрывают весь цикл материального существования: (1) неведенье (авидья), которое является первопричиной всего последующего ряда; (2) зарождение привычек и шаблонов разума (санскар, или санкхар) в трех мирах - ментальном, эмоциональном и физическом; (3) распознавание объектов (виджняна, или винняна); (4) присваивание наименований и придание форм (намарупа); (5) пробуждение шести органов восприятия (шадаятана); (6) связь с предметами (спарша, или пхасса); (7). ощущение удовольствия или страдания от связи с предметами (ведана); (8) желание достигать или избегать (тришна, или танха); (9) привязанности и деятельность (упадана); (10) воплощение, рождение (бхава); (11) состояние и тип тела (джати); (12) набор разложения (джара), смерти (марана), горя (шока), жалоб (паридевана), страданий (духкха), и подавленных состояний, или ментальных болезней (дурмана). В этом заключается содержание жизни, повторения которого можно избежать посредством йоги, которая является практикой единения со знанием, или мудростью, или разрушением неведенья, что достигается следованием благородному восьмеричному пути (см.). В нем заключено уничтожение описанного выше ряда причин, что соответствует понятию нирваны (см.). НИДИДХЬЯСАНА (Nididhyasana). Глубокая медитация. Последняя из трех практик, рекомендуемых школами веданты для ученика, освоившего подготовительные дисциплины (см. садхана). Первыми двумя практиками являются чтение и слушание (шравана) и мышление (манана). НИДРА (Nidras). Нидрами называются мысли, полученные во время сна, содержащиеся в большинстве сновидений, не имеющих основ в реальности. См. Вритти.