БРАХМАН (Brahman). Единая абсолютная сущность, чистое сознание и неомраченная радость, блаженство, которое является первоосновой и источником всего сущего и представляет собой единое Я всего существующего. Целью ведантиcтской йоги является воссоединение с этой сущностью. О чистом состоянии Брахмана говорят, что он не обладает никакими качествами (ниргуна), но в силу того, что Брахман является основой и первичной субстанцией всей Вселенной во всем ее разнообразии, он также обладает всеми качествами (сагуна). Таким образом, когда о Брахмане мыслят в связи со Вселенной, Его называют Сагуна. Другим термином для обозначения этого является Шабда Брахман. "Шабда" означает звук или слово; таким образом, подразумевается, что первичной силой Вселенной является звук, реализуемый в виде Слова, или указания (Логос греческой традиции). При переходе от Ниргуна Брахман к Сагуна Брахман проявляются определенные силы, шакти (см.). В школах тантра-йоги и в народных традициях эти силы представляются в виде Богинь, которые полностью соответствуют трем великим девам: Шива, Вишну и Брахма (см.). "БРАХМА-СУТРА" (The Brahma-Sutras). Приписываемый великому мудрецу Бадараяна, или Веда Вьяса известный сборник изречений, в которых излагается принципиальное учение "Упанишад" в отношении Брахмана. Второе название книги - "Веданта-сутра". Ей посвящены обширные объяснения множества классических комментаторов. В этих сутрах, или афоризмах, большую роль играют так называемые "великие речения", такие как "Сарвам кхалвидам Брахма" ("Воистину, все есть Бог") в одной из "Упанишад", или "Экам сат випра бахудха ваданти" ("Есть лишь единая Реальность - или Бог, - но мудрые говорят о ней различно" в "Риг-Веде".