Из глубины веков » Древние тексты » Авеста
|
Авеста - это сборник священных книг зороастризма, одной из самых первых и древнейших из мировых религий откровений, последователи которой проживали в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане, и ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Зороастризм до сих пор исповедуют также парсы в Индии и гебры в Иране.
О священных книгах магов (так в древности называли приверженцев зороастризма) было известно грекам. Заратуштру знал даже Платон. Следы некоторых положений Авесты можно обнаружить в книгах Ветхого завета.
Авеста написана на одном из древнеиранских языков, точная локализация которого не установлена. Условно считается, что текст был изложен на одном из северных диалектов иранского языка. Этот памятник дошел до нас в двух основных вариантах. Один представляет собой сборник молитв, включающий в себя три части: Вендидат, Висперед и Ясна. Тексты этих книг расположены хаотично, но этот порядок канонизирован.
Авеста - древнеиранский религиозный литературный памятник. Является главной священной книгой в зороастризме, у древних мидян и персов и современных парсов и гебров. Авеста написана до IV - VI в. н.э. Текст Авесты кодифицирован при Сасанидах. Включает свод религиозных и юридических предписаний, молитвенные песнопения, гимны.
Современные учёные полагают, что ряд христианских и иудейских элементов вероучения заимствован из Авесты, в частности, положения о божественном единстве, о Логосе, о ходатае между Богом и человеком, о воскрешении и будущей жизни, о земном рае. Христианское богословие, напротив, утверждает, что ряд пунктов является простым совпадением, а некоторые, наоборот, заимствованы евреями у парсов.
Авеста содержит свод религиозных и юридических предписания, молитвы, песнопения, гимны зороастрийским божествам, представления о философии, и науках – космогонии, астрономии, медицине, истории, а также основы морали и права. Основными принципами зороастризма являются: вера в единого бога - Ахурамазду; противопоставление двух «вечных начал» – добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра. Главную роль в ритуале играет священный огонь.
Основателем религии зороастризма и автором Авесты считается Заратуштра («обладающий старым верблюдом» - авест. язык), Зороастр (др. - греч.) или Зардушт (средне-иран.). В иранской мифологии он является пророком и основателем религии зороастризма. О нем известно, что он жил за «258 лет до Искандера (Александра Македонского)», то есть в 7-8 вв. до н. э. Заратуштра, вероятно, был жрецом древнеарийской религии. Он развил арийское понятие Арты («Правды») и выступил с проповедью нового вероучения, как пророк. Но его соплеменники не вняли его призывам. В Ясне (51,12) говорится о его скитаниях на чужбине, пока, наконец, Кави Виштаспа не принял его. И под покровительством этого царя Заратуштра уже выступает как пророк с высокими этическими идеалами. Он впервые заявил, что каждый человек может участвовать в уничтожении Зла и в установлении царства Добра.
Анализ текстов свидетельствует о том, что Авеста состоит из разнородных фрагментов (литургические тексты, легендарная история, религиозные законы, эпические сюжеты, пояснения для жрецов.). Это доказывает, что они слагались в разное время в разных частях Ирана. Древнейшие части Авесты возникли еще при жизни Зороастра, другие записаны или дописаны его последователями и жрецами.