Language translation

Твоя Йога. Совершенная мудрость Манджушри.
Your Yoga
Единство. Свет. Любовь.
Единство. Свет. Любовь.
назад | поиск | печать | отправка | главная

Совершенная мудрость Манджушри

Your Yoga

Объявления

Меню

Your Yoga

Из глубины веков » Древние тексты » Совершенная мудрость Манджушри

Так я слышал. Однажды Будда пребывал в саду Анатхапиндады в роще Джета, что вблизи Шравасти, в сопровождении тысячи великих монахов. В собрании так же присутствовали двадцать тысяч бодхисаттв-махасаттв, каждый из которых был укрешен великими заслугами и достиг ступени невозвращения. Среди бодхисаттв-махасаттв были бодхисаттва Майтрейя, бодхисаттва Манджушри, бодхисаттва Беспрепятственное Красноречие и бодхисаттва Никогда Не Оставляющий Обеты.

Однажды на рассвете бодхисаттва-махасаттва Манджушри, поднявшись с места своего отдыха, пришел к обиталищу Будды и стал у дверей. Затем достопочтенный Шарипутра, достопочтенный Пурнамайтраянипутра, достопочтенный Махамаудгальяяна, достопочтенный Махакашьяпа, достопочтенный Махакатьяяна, достопочтенный Махакаустхила и другие великие шраваки также пришли с мест своего отдыха и стали у дверей.

Когда Будда узнал, что явилось все собрание, он вышел, устроил себе сиденье и уселся. Затем он спросил Шарипутру: Почему ты стоишь у дверей в такой ранний час?

Шарипутра ответил Будде: Почитаемый В Мирах, это бодхисттва-махасаттва Манджушри пришел первым и стал у дверей. Я пришел позже. Тогда Почитаемый В Мирах спросил Манджушри: Ты действительно пришел первым, чтобы увидеть Татхагату?

Манджушри ответил Будде: Да, Почитаемый В Мирах. Я пришел сюда, чтобы увидеть Татхагату. Почему? Потому что я желаю принести живым существам благо правильным видением. Я вижу Татхагату как отмеченного таковостью, неразличением, непоколебимостью, недеянием, не возникновением, ни прекращением, ни существованием, ни несуществованием, непребыванием ни где-то, ни повсюду, непребыванием ни в трех временах, ни иначе, тем, что он ни двойственен, ни недвойственен, а также необладанием ни чистотой, ни нечистотой. Я приношу благо живым существам таким верным видением Татхагаты.

Будда сказал Манджушри: Если ты можешь видеть Татхагату таким образом, то твой ум не будет ни цепляться за что бы то ни было, ни не цепляться, и он ни накопит что-либо, ни не накопит.

Затем Шарипутра сказал Манджушри: Это чрезвычайно редко, чтобы кто-то мог видеть Татхагату так, как ты описываеш видеть Татхагату ради блага всех живых существ при том, что ум не привязан к живым существам. Это так же чрезвычайно редко: учить всех живых существ искать покоя освобождения, когда собственный ум непривязан к поиску покоя освобождения, а также надевать великие украшения ради блага всех живых существ при том, что собственный ум непривязан к зрелищу украшений. Тогда бодхисаттва-махасаттва Манджушри сказал Шарипутре: Да, так и есть, как ты говоришь. Это исключительно редко, чтобы кто-то надевал великие украшения ради блага всех живых существ, не порождая при этом в своем уме никакого понятия о живых существах. Хотя он и надевает великие украшения ради всех живых существ, мир живых существ ни увеличивается, ни сокращается. Предположим, какой-то будда пребывает в мире целую кальпу или больше, и предположим, что бесконечное число таких будд, неисчислимо, как пески реки Ганг, сменяют один другого, пребывая в той земле будд кальпу или более каждый, уча Дхарме день и ночь без перерыва и переправляя к покою освобождения живых существ неисчислимых, как пески реки Ганг, - все равно мир живых существ ни увеличится, ни уменьшится. Истинно также, что если будды всех будда-земель десяти сторон света будут учить Дхарме и каждый переправит к покою освобождения живых существ, неисчислимых, как пески реки Ганг, мир живых существ все равно ни увеличится, ни уменьшится. Почему? Потому что живые существа не имеют какой-либо сущности или образа. Поэтому мир живых существ ни увеличивается, ни уменьшается.

Шарипутра сказал Манджушри: Если мир живых существ ни увеличивается, ни уменьшается, почему тогда бодхисаттвы ради блага живых существ ищут аннутара-самьяк-самбодхи и непрестанно проповедуют Дхарму?

Манджушри обратился к Будде: Поскольку живые существа пусты по природе, бодхисаттвы не ищут аннутара-самьяк-самбодхи и не учат живых существ. Почему? Потому что в Дхарме, которой я учу, нет ничего, что можно было бы ухватить.

Тогда Будда спросил Манджушри: Если нет никаких живых существ, почему же тогда говорится, что есть живые существа и мир живых существ?

Манджушри ответил: Мир живых существ по своей природе совпадает с миром будд.

Затем Будда спросил Манджушри: Есть ли основа у мира живых существ?

Манджушри ответил: Мир живых существ по своей природе совпадает с миром будд.

Тогда Будда спросил: Находится ли где-либо основа живых существ?

Манджушри ответил: Основа мира живых существ непостижима.

Тогда Будда спросил: Находится ли где-либо сам мир живых существ?

Манджушри ответил: Живые существа нигде не находятся, подобно пространству.

Будда спросил Манджушри: Если так, как же можно пребывать в Совершенной Мудрости, когда следуешь ей?

Манджушри ответил: Непребывание ни в чем и есть пребывание в Совершенной Мудрости.

Будда спросил Манджушри: Почему непребывание ни в чем называется пребыванием в Совершенной Мудрости?

Манджушри ответил: Потому что не иметь никакой мысли о пребывании и значит пребывать в Совершенной Мудрости.

Будда продолжал спрашивать Манджушри: Если так пребывать в Совершенной Мудрости, увеличатся или сократятся благие корни?

Манджушри ответил: Если кто-то так пребывает в Совершенной Мудрости, его благие корни ни увеличатся, ни уменьшатся, равно как и ничто инное. Равно и Совершенная Мудрость ни увеличится, ни уменьшится, будь-то в природе или свойствах.

Почитаемый В Мирах, тот, кто таким образом следует Совершенной Мудрости, не будет отвергать дхармы обычных людей, ни цепляться за Дхарму святых мудрецов-арья. Почему? Потому что в свете Совершенной Мудрости нет ничего, что можно отвергать или за что цепляться.

Более того, кто так следует Совершенной Мудрости не будет ни наслаждаться покоем освобождения, ни отвращаться от круговорота бытия. Почему? Потому что он понимает, что нет никакого круговорота бытия, и, тем более, его отрицания, как и нет ни какого покоя освобождения и, тем более, привязанности к нему.

Кто так следует Совершенной Мудрости не видит ни омрачений, которые надобно отвергать, ни заслуг, за которые можно цепляться; для него ничто не увеличивается, ни уменьшается. Почему? Потому что он осознает, что в мире дхарм не существует ни увеличения, ни уменьшения. Почитаемый В Мирах, лишь о том, кто на такое способен, можно сказать, что следует он Совершенной Мудрости.

Почитаемый В Мирах, видеть, что ничто не возникает, ни прекращается, значит следовать Совершенной Мудрости.

Почитаемый В Мирах, видеть, что ничто не возрастает, ни уменьшается, значит следовать Совершенной Мудрости.

Почитаемый В Мирах, ни к чему не стремится и видеть, что ничего нельзя ухватить, значит следовать Совершенной Мудрости.

Почитаемый В Мирах, не видеть ни красоты, ни уродства, не думать ни о высшем, ни о низшем, а также не склоняться ни к привязанности, ни к отречению - значит следовать Совершенной Мудрости. Почему? Потому что ничто не является ни красивым, ни уродливым, ибо ничто не имеет определенных качеств, ничто не является ни высшим, ни низшим, потому что по природе все равно. Ничего нельзя ни схватить, ни отвергнуть, потому что все пребывает в реальности.

Будда спросил Манджушри: Разве Дхарма будд не есть высшее?

Манджушри ответил: Я не нахожу ничего высшего или низшего. Татхагата может подтвердить это, потому что сам он уже постиг пустоту всех дхарм.

Будда сказал Манджушри: Так и есть. Так и есть. Татхагата, Полностью Пробужденный непосредственно постиг пустоту всех дхарм.

Манджушри спросил Будду: Почитаемый В Мирах, в пустоте разве можно найти что-то высшее или низшее?

Будда сказал: Превосходно! Превосходно! То, что ты говоришь, есть сама Дхарма. Непревзойденная Дхарма будд!

Манджушри сказал: Именно так, как говорит Будда, непревзойденная Дхарма будд. Почему? Потому что непостижимость всех дхарм и зовется непревзойденным.

Манджушри продолжал: Тот, кто таким образом следует Совершенной Мудрости, не думает о себе, что исполняет Дхарму будд. Если кто-то не считает Совершенную Мудрость Дхармой, благодаря которой пробуждают обычных людей, или же Дхармой будд, или же Высшей Дхармой, то такой человек следует Совершенной Мудрости.

Более того, Почитаемый В Мирах, следуя Совершенной Мудрости, не найти ничего, что можно было различать или созерцать.

Будда спросил Манджушри: Разве не созерцаешь ты Дхарму будд?

Манджушри ответил: Нет, Почитаемый В Мирах. Если бы я созерцал ее, я бы ее не видел. Более того, не следует проводить таких различений, как одхармы обычных людей, Дхарма шравак или Дхарма практьекабуддп. Это и называется непревзойденной Дхармой будд.

Более того, если кто-то, следуя Совершенной Мудрости, не порождает никакого понятия ни об обычных людях, ни об Дхарме будд, ни в чем не воспринимает определенной сущности, тот воистину следует Совершенной Мудрости.

Более того, если кто-то, следуя Совершенной Мудрости, не видит ни мира желаний, ни мира форм, ни мира без форм, ни мира высочайшего покоя, поскольку не видит ничего, что было бы полностью успокоено, то такой человек воистину следует Совершенной Мудрости.

Более того, если кто-то, следуя Совершенной Мудрости, не видит ни того, кто отдает предпочтение, ни того, чему предпочтение отдается и, тем самым, не приводит в уме никаких различений, когда имеет дело с двумя, то такой человек воистину следует Совершенной Мудрости.

Более того, если кто-то, следуя Совершенной Мудрости, не видит никакой Совершенной Мудрости и не находит ни какой-то Дхармы будд, которую можно было бы ухватить, ни каких-либо дхарм обычных людей, которые нужно было бы отвергнуть, то такой человек воистину следует Совершенной Мудрости.

Более того, если кто-то, следуя Совершенной Мудрости, не видит ни каких-либо дхарм обычных людей, которые нужно искоренить, ни какой-то Дхармы будд, которой нужно следовать, то такой человек воистину следует Совершенной Мудрости.

Будда сказал Манджушри: Превосходно! Это превосходно, что ты так чудесно можешь объяснить достоинства сокровенной Совершенной Мудрости. Твои слова это Печать Дхармы, которые способны постичь только бодхисаттвы-махасаттвы.

Потом Будда сказа Манджушри: Тот, кто не устрашится, слыша эту Дхарму, не просто посеял благие корни в землях тысячи будд, но сеял благие корни в землях сотен тысяч миллионов будд в течении многих асамкхьей кальп...

Манджушри сказал Будде: Почитаемый В Мирах, сейчас я намерен далее объяснить Совершенную Мудрость.

Будда сказал: Ты можешь продолжать.

Манджушри сказал Будде: Почитаемый В Мирах, когда следуешь Совершенной Мудрости, не видишь ничего, в чем подобает или не подобает пребывать, как не видишь и никакого состояния, за которое можно ухватиться или отвергнуть. Почему? Потому что, подобно Татхагатам, не видишь ни какого состояния, ни какой дхармы. Не видишь даже состояния будд, не говоря уже о состояниях практьекабудд, шравак или обычных людей. Не цепляешься ни за постижимое, ни за непостижимое. Не видишь и разнообразия дхарм. Так на собственном опыте познается непостижимая пустота дхарм...

Будда спросил Манджушри: Скольким буддам ты делал подношения?

Манджушри ответил: И будды, и я сам все это иллюзия. Я не вижу ни того, кто делает подношения, ни того, кто их принимает.

Будда спросил Манджушри: Разве ты не пребываешь сейчас в колеснице будд?

Манджушри ответил: Думая об этом, я не вижу не единой дхармы. Как же могу я пребывать в колеснице будд?

Будда спросил: Манджушри, разве ты не достиг колесницы будд?

Манджушри ответил: Так называемая колесница будд не более, чем просто название, ее нельзя ни достичь, ни увидеть. А раз так, как могу я чего-то достичь?

Будда спросил: Манджушри, достиг ли ты беспрепятственной мудрости?

Манджушри ответил: Я сам беспрепятственен. Как же может беспрепятственное достичь беспрепятственного?

Будда спросил: Манджушри восседаешь ли ты на Месте Бодхи?

Манджушри ответил: Ни один Татхагата не восседает на Месте Бодхи, что же я один буду восседать? Почему я так говорю? Потому что прямым видением ясно знаю, что все на свете пребывает в реальности.

Будда спросил: Что есть реальность?

Манджушри ответил: Такие истины, как воззрение о Я, и есть реальность.

Будда спросил: Почему же воззрение о Я есть реальность? Манджушри ответил: Что касается реальности воззрения о Я, то оно ни реально, ни нереально, ни приходит, ни уходит, оно и Я и не-Я. Потому оно и зовется реальностью...

Потом Манджушри продолжил: Каждый, кто не устрашится, не ужаснется, не смутится, не испытает сожаления, слыша эту Совершенную Мудрость, тот воистину видит Будду...

Тогда Шарипутра сказал: Почитаемый В Мирах, Совершенная Мудрость, как проповедовал ее Муджушри, превыше понимания новичков-бодхисаттв.

Манджушри сказал: Это не постижимо не только для новичков-бодхисаттв, но также и для шравак и практьекабудд, которые уже свершили то, что вознамерились. Никто не в силах постичь подобное учение. Почему? Потому что ничего нельзя познать о просветлении, которое превосходит видение, изучение, достижение, размышление, возникновение, прекращение, речь и слух. Так, являясь пустым и спокойным по природе и качествам, являясь выше понимания и постижения, не имея ни формы, ни сущности, как может просветление быть кем-то обретено?

Шарипутра спросил Манджушри: Разве будда не обретает аннутара-самьяк-самбодхи в мире дхарм?

Манджушри ответил: Нет, Шарипутра. Почему? Потому что Почитаемый В Мирах и есть мир дхарм. Глупо говорить, что мир дхарм обретает мир дхарм. Шарипутра, природа мира дхарм есть просветление. Почему? Потому что в мире дхарм нет даже следа живых существ, а все дхармы пусты. Пустота всех дхарм есть просветление, потому что они не два и не различны.

Шарипутра, где нет различения, нет и познающего. Где нет познающего, нет и речи. То, что превосходит речь, ни существует, ни не существует, не есть ни познаваемое, ни непознаваемое. И так со всеми дхармами. Почему? Потому что ничто не может быть твердо определено, будь-то по местонахождению или по особым отличиям... Тогда Почитаемый В Мирах спросил Манджушри: Ты зовешь меня Татхагатой. Действительно ли ты думаешь, что я Татхагата?

Манджушри ответил: Нет, Почитаемый В Мирах, я не думаю, что ты Татхагата. В таковости нет ничего, что отличало бы ее как таковость, равности как нет и мудрости Татхагаты, способной таковость познать. Почему? Потому что Татхагата и Мудрость это не два. Пустота это Татхагата. Потому Татхагата лишь произвольное имя. Как же тогда я могу кого-то считать Татхагатой?

Будда спросил: Ты сомневаешься в Татхагате?

Манджушри ответил: Нет, Почитаемый В Мирах, я вижу, что Татхагата не имеет определенной природы, что он не рождается, ни исчезает. Потому нет у меня никаких сомнений.

Будда спросил Манджушри: Разве ты не скажешь, что сейчас Татхагата существует в мире?

Манджушри ответил: Если Татхагата существует в мире, то и весь мир дхарм так же существует.

Будда спросил Манджушри: Скажешь ли ты, что будды, неисчислимые, как пески реки Ганг, вступили в нирвану?

Манджушри ответил: У всех будд есть одно свойство: непостижимость.

Будда сказал: Так и есть. Так и есть. У всех будд есть одно свойство, а именно непостижимость.

Манджушри спросил Будду: Почитаемый В Мирах, находится ли Будда в мире сейчас?

Будда ответил: Именно так. Именно так.

Манджушри сказал: Если Будда находится в мире, также и прочие будды неисчислимые, словно пески реки Ганг должны находится в мире. Почему? Потому что у всех будд есть одно общее свойство: непостижимость. То, что отмеченно непостижимостью, не возникает и не прекращается. Если бы грядущие будды явились в мир, все прочие будды также явились ли бы в мир. Почему? Потому что в непостижимом нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Однако, живые существа склонные к цеплянию все-таки говорят, что Будда является в мир или что Будда вступает в нирвану.

Будда сказал Манджушри: Это может быть понято Татхагатами, архатами и бодхисаттвами на ступени невозращения. Почему? Потому что эти три вида существ могут слышать эту сокровенную Дхарму, не понося и восхваляя ее.

Манджушри сказал Будде: Почитаемы В Мирах, кто может поносить или же восхвалять эту непостижимою Дхарму?

Будда сказал Манджушри: Татхагата непостижим, таковы же и обычные люди.

Манджушри спросил Будду: Почитаемый В Мирах, обычные люди тоже непостижимы?

Будда ответил: Да, они тоже непостижимы. Почему? Потому. что всякий разум непостижим.

Манджушри сказал: Если Татхагата и обычные люди непостижимы, то бесчисленные будды, искавшие нирвану, изнуряли себя напрасно. Почему? Потому что непостижимое и есть нирвана; они тождественны, не различны.

Манджушри продолжал: Лишь те сыны и дочери из хорошей семьи, которые долго взращивали благие корни и тесно связывали себя с добродетельными друзьями, могут понять, что обычные люди, равно как и будды непостижимы.

Будда спросил Манджушри: Хочещь ли ты почитать Татхагату как высшему среди живых существ?

Манджушри ответил: Да, я хочу почитать Татхагату как высшего среди живых существ, но все же не возможно увидеть никакого отличия в живых существах.

Будда спросил: Хочещь ли ты почитать Татхагату как того, кто обрел непостижимую Дхарму?

Манджушри ответил: Да, я хочу почитать Татхагату как того, кто обрел непостижимую Дхарму, но все же нет никакой Дхармы, которую можно обрести.

Будда спроси Манджушри: Хочешь ли ты почитать Татхагату как учителя Дхармы, который обращает живых существ?

Манджушри ответил: Да, я хочу почитать Татхагату как к учителю Дхармы, который обращает живых существ, но и учитель Дхармы, и слушающий ее оба непостижимы. Почему? Потому что оба они пребывают в мире дхарм, а в мире дхарм живые существа не отличны друг от друга...

Будда сказал: Вступаешь ли ты в самадхи Непостижимого?

Манджушри ответил: Нет, Почитаемый В Мирах. Я сам есть непостижимое. Я не вижу не единого разума, способного что-либо постичь, так как же можно сказать, что я вступаю в самадхи Непостижимого? Когда я впервые породил бодхичитту, я действительно намеревался вступить в это самадхи. Однако, размышляя об этом сейчас, я вижу, что вступаю в это самадхи, вовсе не думая об этом. Точно так же, как после длительных упражнений становишся искусным лучником, способным поразить цель, не думая о ней, так и я в результате длительной практики стал все время быть единым с самадхи Непостижимого, не думая об этом, хотя и должен был сосредотачивать свой ум на одном объекте, когда начинал учится этому самадхи.

Шарипутра спросил Манджушри: Есть ли иные высшие, чудесные виды созерцания высшего покоя?

Манджушри ответил: Если бы существовало самадхи Непостижимого, тогда ты мог бы спросить, существуют или нет иные виды созерцания высшего покоя. Однако, согласно моему пониманию, даже самадхи Непостижимого неуловимо, как же можешь ты спрашивать, существуют или нет иные виды созерцания высшего покоя?

Шарипутра спросил: Неуловимо ли самадхи Непостижимого?

Манджушри ответил: Самадхи, которое постижимо, можно уловить, тогда как самадхи, которое непостижимо, уловить нельзя. В действительности, все живые существа обрели самадхи Непостижимого. Почему? Всякий ум это не ум, что и называется самадхи Непостижимого. Поэтому свойства и всех живых существ, и самадхи Непостижимого одинаковы, не различны.

Будда восхвалил Манджушри словами: Прекрасно, прекрасно! Так как в течении долгого времени ты сеял благие корни и следовал чистому поведению в землях будд, ты можешь проповедовать о сокровенном самадхи. Теперь ты незыблемо пребываещь в Совершенной Мудрости.

Манджушри сказал: Раз я могу проповедовать благодаря тому, что пребываю в Совершенной Мудрости, значит у меня есть понятие о существовании и я погружен в понятии о Я, значит Совершенная Мудрость имеет место пребывания. Однако, думать, что Совершенная Мудрость не пребывает ни в чем, это также понятие о Я, а пребывание ни в чем также зовется пребыванием где-то. Чтобы избежать этих двух крайностей следует пребывать в непребывании, как это делают будды, и незыблимо находится в высочайшем покое, в непостижимом состоянии. Лишь это непостижимое состояние зовется местом пребывания Совершенной Мудрости...

Манджушри продолжал: Мир Татхагаты и мир Я это не два. Кто с таким пониманием взращивает Совершенную Мудрость, тот не ищет просветления. Почему? Потому что непривязанность к понятию о просветлении и есть Совершенная Мудрость...

Затем Будда сказал Махакашьяпе: Например, появление почек на дереве Париджата на небесах Тридцати Трех приносит великую радость тамошним небожителям, так как это верный знак, что дерево скоро зацветет. Подобным образом, появление ростков веры и понимания в бхикшу, бхикшуни, упасак и упасик, которые услышали учение Совершенной Мудрости, является знаком того, что Дхарма будд скоро расцветет в этих людях.

Если будут бхикшу, бхикшуни, упасаки и упасики, которые в будущем, услышав проповедь Совершенной Мудрости, примут ее с верой и будут читать ее и декламировать без сожаления или смущения в уме, знай, что они услышали и приняли эту сутру на этом собрании и что смогут распространять ее среди людей в городах и селениях. Знай, что будды будут оберегать таких людей и помнить о них.

Те сыны и дочери из хорошей семьи, которые верят и черпают радость в этой сокровенной Совершенной Мудрости и не сомневаются в ней, давным давно услышали это учение от будд прошлых времен и взрастили в их землях блание корни. На пример, если бы человеку, который нанизывает бусы, внезапно попалась непревзойденная настоящая жемчужина, исполняющая желания, и он обрадовался бы этому, ты бы знал, что он, должно быть, видел такую жемчужину раньше. Так же и здесь, Кашьяпа, если добрый сын или добрая дочь из хорошей семьи, изучая прочие учения, вдруг услышат сокровенную Совершенную Мудрость и возрадуются, то знай, что он или она слышали ее раньше. Если есть живые существа, которые смогут с верой принять и обрести великую радость от Совершенной Мудрости, когда слышат ее, то это потому, что они были связаны с неисчислимыми буддами и прежде уже учились у них Совершенной Мудрости.

Вот еще пример. Если человек, который раньше видел некий город или селение, услышит, как кто-то превозносит красоту и очарование его садов, прудов, источников, цветов, плодов, деревьев, жителей и жительниц, то обрадуется великой радостью. Он будет просить этого человека снова и снова рассказывать о всех красотах тех садов и парков, прудов, цветов, фонтанов, сладких плодов, о различных сокровищах и прочих чудесных вещах. Когда слушающий во второй раз услышит рассказ обо всем этом, он снова возрадуется. Так же и здесь, если есть такие добрые сыны и добрые дочери из хороших семей, которые, услышали от кого-то проповедь Совершенной Мудрости, примут ее с верой, насладятся ею, будут неустанно радоваться слушанию ее и, более того, будут неустанно побуждать того человека вновь и вновь проповедовать ее, то знай, что эти люди уже раньше слышали, как Манджушри объяснял эту сокровенную Совершенную Мудрость...

Тогда Манджушри сказал Будде: Почитаемый В Мирах, Будда говорит, что дхармы недеятельны, беззнаковы и пребывают в совершенном покое. Если добрый сын или добрая дочь из хорошей семьи смогут верно понять это явление и разъяснить это другим, как было проповеданно, то его или ее будут восхвалять Татхагаты. Слова такого человека не войдут в противоречие с миром дхарм и будут учением Будды; а сияние Совершенной Мудрости и Дхармы всех будд будут плодом проникновения в реальность, в непостижимое...

Будда сказал Манджушри: Когда в прошлом я следовал пути бодхисаттвы, мне нужно было, постигать Совершенную Мудрость, чтобы взращивать благие корни; мне нужно было постигать Совершенную Мудрость, чтобы взойти на ступень невозвращения и достичь аннутара-самъяк-самбодхи. Сыны и дочери из хорошей семьи также должны постигать Совершенную Мудрость. Каждый, кто пожелает обрести тридцать два знака величия,... должен постигать Совершенную Мудрость...

Каждый, кто желает узнать, что все дхармы равно содержатся в мире дхарм, и тем самым избавить свой ум от всех препятствий, должен постигать Совершенную Мудрость...

Каждый, кто желает распространить любовь и доброту на всех живых существ без ограничений и не погружаясь в понятия о живых существах, должен постигать Совершенную Мудрость...

Каждый, кто желает знать, что правильно, а что ложно, обрести десять сил и четыре вида бесстрашия, пребывать в мудрости будды и обрести беспрепятственное красноречие, должен постигать Совершенную Мудрость.

Затем Манджушри сказал Будде: Почитаемый В Мирах, по моему мнению, Истинное Учение необусловленно, беззнаково, непостижимо, не благо, не возникает и не прекращается, не приходит и не уходит, нет в нем ни того, кто знает, ни кто постигает, ни кто делает. Ни Совершенную Мудрость, ни ее состояние нельзя увидеть, нельзя постичь или не постичь; в Совершенной Мудрости нет ни умопостроений, ни различений. Дхармы ни исчерпаемы, ни неисчерпаемы; нет среди них ни дхарм обычных людей, ни Дхармы шравак, ни Дхармы практьекабудд, ни Дхармы будд; нет ни достижения, ни недостижения, ни отвержения сансары, ни обретения покоя нирваны, ни постижимого, ни непостижимого, ни деяния, ни недеяния. Раз таковы свойства Дхармы, я не вижу, зачем кому-то постигать Совершенную Мудрость...

Манджушри спросил Будду: Почитаемый В Мирах, почему Совершенная Мудрость называется Совершенной Мудростью?

Будда ответил: У Совершенной Мудрости нет ни границ, ни пределов, ни имени, ни отличий; она находится за пределами мысли; в ней нет прибежища, словно в море без острова или отмели; нет в ней ни заслуги, ни греха, ни света, ни тьмы; она также не делима и беспредельна, как весь мир дхарм. Вот почему она называется Совершенной Мудростью. Она также зовется полем деяний бодхисаттвы-махасаттвы. Так называнемое поле деяний не есть ни поле деяний, ни поле недеяния. Все, что принадлежит Великой Колеснице, зовется полем недеяния. Почему? Потому что там нет ни мысли, ни деяния.

Манджушри спросил Будду: Почитаемый В Мирах, что нужно делать, чтобы быстро достичь аннутара-самьяк-самбодхи?

Будда ответил: Следуя учению Совершенной Мудрости, можно быстро достичь аннутара-самьяк-самбодхи. Более того, существует самадхи Одно Действие, взращивая которое добрый сын или добрая дочь из хорошей семьи также могут быстро достичь аннутара-самьяк-самбодхи.

Манджушри спросил: Что это за самадхи Одно Действиеп?

Будда ответил: Сосредоточенное созерцание единой сущности мира дхарм называется самадхи Одно Действие. Те добрые сыны или добрые дочери из хорошей семьи, которые желают вступить в это самадхи, с начала должны слушать проповеди Совершенной Мудрости и следовать ей, как сказано. Тогда они смогут вступить в это самадхи, которое словно мир дхарм, необратимо, несокрушимо, непостижимо, беспрепятственно и беззнаково.

Те добрые сыны и добрые дочери из хорошей семьи, которые желают вступить в самадхи Одно Действие, должны жить в уединении, отбросить различающие мысли, не цепляться за внешность вещей, сосредоточиться на Будде и с умом, собранным в одну точку, повторять его имя. Они должны держать свое тело прямо и, обратившись лицом в сторону этого будды, непрерывно созерцать его. Если они смогут из мига в миг сохранять помятывание о будде, они смогут прямо в каждом мгновении увидеть всех будд прошлого, настоящего и будущего. Почему? Потому что заслуги от памятывания об одном будде столь же не исчестлимы и безграничны, как и заслуги от памятывания о бесчисленных будд, потому что непостижимые учения всех будд тождественны, не различны. Все будды достигают аннутара-самьяк-самбодхи посредством одной и той же таковости и все они наделены несчетными заслугами и безмерным красноречием. Поэтому тот, кто вступает в самадхи Одно Действие, безошибочно знает, что будды, неисчистлимые, словно пески реки Ганг, неразличимы в мире дхарм.

Среди всех шравак, которые слушают Дхарму Будды, Ананда обрел высочайшую степень памяти, дхарани, красноречия и мудрости, но, все же, его достижения ограничены и измеримы. Однако тот, кто обрел самадхи Одно Действие, безошибочно, отчетливо и без единого препятствия понимает все врата Дхармы, объясненные в сутрах. Его мудрость и красноречие никогда не исчерпаются, пусть даже он прополведует Дхарму день и ночь, а красноречие и ученость Ананды не сравнятся даже с одной сотой и даже тысячной долей мудрости и красноречия такого человека.

Бодхисаттва-махасаттва должен думать: Как могу я достичь самадхи Одно Действие, обретя от этого непостижимые заслуги и неизмеримую славу?

Будда продолжил: Ум бодхисаттвы-махасаттвы должен быть нацелен на самадхи Одно Действие и всегда усердно стремиться к нему не проявляя лени и усталости. Так, постепенно учась, он сможет вступить в самадхи Одно Действие, и непостижимые заслуги, обретенные в силу этого, засвидетельствуют, что он вступил в это самадхи. Однако те, кто поносят и не верят в Истинной Дхарме, а так же те, кому препятствуют тяжелые преступления и плохая карма, не смогут вступить в это самадхи.

Более того, Манджушри, возьмем для примера человека, который, добыв исполняющую желания жемчужину, показывает ее знатоку жемчуга. Знаток говорит ему, что тот обрел бесценную, настоящую жемчужину, исполняющую желания. Тогда владелец просит знатока обработать жемчужину, не вредя ее блеску. Подвергнувшись обработке, жемчужина сияет ярким, всепроникающим светом. Подобно этому, Манджушри, если добрый сын или добрая дочь из хорошей семьи взращивают самадхи Одно Действие, он или она смогут беспрепятственно проникнуть в суть всех дхарм и обретут непостижимые заслуги и безмерную славу, взращивая это самадхи.

Манджушри, также, как солнце может осветить все, не теряя собственного сияния, так и тот, кто обрел самадхи Одно Действие, может собрать все заслуги до единой и осветить Дхарму будд.

Манджушри, все Дхармы, которым я учу, имеют один вкус вкус непривязанности, освобождения и покоя. То, чему учат те добрые сыны или добрые дочери из хорошей семьи, которые обрели самадхи Одно Действие, также имеют один вкус вкус непривязанности, освобождения и покоя и находится в полном согласии с безошибочной Дхармой.

Манджушри, бодхисаттва-махасаттва, который обрел самадхи Одно Действие, исполнил все условия, ведущие к быстрому достижению им аннутара-самьяк-самбодхи.

Более того, Манджушри, если бодхисаттва-махасаттва не видит ни различия, ни единства в мире дхарм, он быстро достигнет аннутара-самьяк-самбодхи. Он, знающий, что свойства аннутара-самьяк-самбодхи непостижимы и что нет никакого достижения состояния будды. В состоянии будды, быстро достигнет аннутара-самьяк-самбодхи.

Манджушри спросил Будду: Почитаемый В Мирах, достигается ли аннутара-самьяк-самбодхи по этим причинам?

Будда ответил: Аннутара-самьяк-самбодхи не достигается ни по причине, ни беспричинно. Почему? Потому что мир непостижимого открывается ни по причине, ни беспричинно.

Если добрый сын или добрая дочь из хорошей семьи не ослабляет своих усилий после того, как услышать эту сутру, то знай, что он или она посеяли благие корни в землях прошлых будд. Поэтому, если монах или монахиня не испытывают страха, слыша эту сокровенную Совершенную Мудрость, он или она воистину оставили мирскую жизнь ради следования за Буддой. Если мирянин или мирянка не устрашатся, слыша эту сокровенную Совершенную Мудрость, значит нашли они истинное прибежище.

Манджушри, если добрый сын или добрая дочь из хорошей семьи не следуют этой Совершенной Мудрости, то они не пребывают в колеснице Будды. Равно как рост всех целебных трав зависит от великой земли, также зависит от Совершенной Мудрости ведущей к аннутара-самьяк-самбодхи рост благих корней бодхисаттвы-махасаттвы.

Затем Манджушри спросил Будду: Почитаемый В Мирах, в каком городе или селении этого мира следует учить этой сокровенной Совершенной Мудрости?

Будда ответил Манджушри: Если кто-либо на этом собрании, услышав учение великой Мудрости, даст обет всегда следовать ей в будущих жизнях, то в силу своей веры и понимания он сможет и в будущих жизнях услышать эту проповедь. Знайте, что такой человек не родится с малыми благими корнями. Он сможет принять учение этой проповеди и возрадоваться, услышав ее...

Манджушри сказал Будде: Почитаемый В Мирах, если монахи, монахини, миряне и мирянки придут и спросят меня: Почему Татхагата учит Совершенной Мудрости?, я отвечу: Все учения Дхармы неоспоримы. Татхагата учит Совершенной Мудрости, так как не видит он ничего, что противоречило бы проповеданному им, и никого, кто мог бы понять Совершенную Мудрость своим различающим сознанием.

Более того, Почитаемый В Мирах, я далее объясню высшую реальность. Почему? Потому что разнообразие всех дхарм содержится в реальности. У архата нет высшей Дхармы. Почему нет? Потому что Дхарма архата и дхарма обычного человека ни одинаковы, ни различны...

Манджушри продолжил: Если люди не хотят постичь Совершенную Мудрость, я скажу им: Вы, кто меня слушает, не думайте о чем-либо и не к чему не привязывайтесь, а также не думайте, что вы что-то слышите или получаете. Будьте свободны от различений, как существо созданное волшебством. Это настоящее учение Дхармы. Поэтому вы, слушающие меня, не должны цеплятся за двойственные понятия, но и не должны оставлять многообразие воззрений ради следования Дхарме Будды, не должны цеплятся за Дхарму Будды и не должны отвергать дхармы обычных людей. Почему? Потому что и Дхарма Будды, и дхармы обычных людей равно несут качество пустоты, в которой нет ничего, за что можно цепляться или что отвергать. Вот как отвечу я, если буду спрошен людьми о Совершенной Мудростью, вот, как я их утешу, вот, что буду утверждать. Добрые сыны или добрые дочери из хорошей семьи должны вопрошать меня об этом и без отступления пребывать в моем ответе. Они должны знать, что я учу сущности всех дхарм в согласии с Совершенной Мудростью.

Тогда Почитаемый В Мирах восхвалил Манджушри со словами: Прекрасно, прекрасно! Это именно так, как ты говоришь. Добрый сын или добрая дочь из хорошей семьи, которые хотят увидеть будд, должны постигать эту Совершенную Мудрость. Тот, кто желает тесно скрепить себя с буддами и правильно делать им подношения, должен постигать эту Совершенную Мудрость.

Тот, кто хочет сказать: Татхагата это наш Почитаемый В Мирах, должен постигать эту Совершенную Мудрость; и тот, кто говорит: Татхагата не есть наш Почитаемый В Мирах, также должен постигать эту Совершенную Мудрость.

Тот, кто ищет аннутара-самьяк-самбодхи, должен постигать эту Совершенную Мудрость; и тот, кто не ищет аннутара-самьяк-самбодхи, должен постигать эту Совершенную Мудрость.

Тот, кто хочет довести до совершенства все виды самадхи, должен постигать эту Совершенную Мудрость; и тот, кто не хочет обретать никакого самадхи, должен постигать эту Совершенную Мудрость. Почему? Потому что самадхи по природе своей не отлично от недеяния и нет ничего, что появлялось бы или исчезало...

Будда сказал Манджушри: Если монахи, монахини, миряне и мирянки хотят избежать падения в злые миры, они должны постигать эту Совершенную Мудрость. Если добрый сын или добрая дочь из хорошей семьи примут, будут следовать, читать и декламировать хотя бы один стих в четыре строки из этой сутры Совершенной Мудрости, а также будут объяснять ее другим в согласии с реальностью, он или она непременно достигнут аннутара-самьяк-самбодхи и будут жить в землях будд.

Будда поддерживает того, кто не страшится и не пугается, слыша эту Совершенную Мудрость, но, вместо того, верит в нее и понимает. Совершенную Мудрость это Печать Дхармой Великой Колесницы, Печать, которую явил Будда. Если добрый сын или добрая дочь из хорошей семьи постигнут эту Печать Дхармы, они возвысятся над злыми мирами. Такие люди не будут следовать путям шравак или практьекабудд, ибо превзошли они эти пути.

Тогда Тридцать Три Царя-Небожителя во главе с Шакрой осыпали Татхагату и Манджушри чудесными небесными цветами, такими как синие лотосы, белые лотосы, открытые белые лотосы и цветы кораллового дерева, небесными сандаловыми благовониями, иными видами благовонной пудры и всяческими драгоценностями. Боги также заиграли небесную музыку все это в подношение Татхагате, Манджушри и Совершенной Мудрости. Совершив подношение, Шакра сказал: Да смогу я часто слышать эту Совершенную Мудрость, Печать Дхармы! Пусть добрые сыны или добрые дочери из хорошей семьи всегда в этом мире имеют возможность услышать эту сутру, так чтобы смогли они крепко поверить в Дхарму будд, понять ее, принять, следовать ей, читать, декламировать и проповедовать ее другим, и да поддержат это все боги.

Тогда Будда сказал Шакре: Так и есть, Каушика, так и есть. Такие добрые сыны и добрые дочери из хорошей семьи обязательно обретут состояние будды...

Когда Будда закончил проповедовать это учение, бодхисаттвы-махасаттвы и четыре группы, присутствующие на этом собрании, начали следовать ей с великой радостью и благоговеянием.

Сайт: www.youryoga.org
© Copyright 2003-2024 Your Yoga | на главную | новости