Из глубины веков » Славяно-Арийские Веды » Древнерусский травник
Трава адамова голова находится в большом уважении у людей.
Чародеи собирают ее на Купалу и хранят скрытно до великого четверга.
Чародейская сила адамовой головы простирается только на диких уток. Охотники, получившие эту траву из рук записного чародея, окуривают все снаряды, употребляемые ими при ловле уток - в великий четверток.
Кочедыжник или папоротник срывается в ночь на Купалу, с особенными обрядами и заговорами.
Сила чародейская заключается в цвете кочедыжника; он цветет только в ночь на Купалу. В глухую полночь из куста широколистного папоротника показывается цветочная почка. Она то движется вперед и взад, то заколышется как речная волна, то запрыгает как живая птичка. Все это происходит оттого, что духи стараются скрыть от людского взора дорогой цвет.
Потом, ежеминутно увеличиваясь и вырастая вверх, цветет как горячий уголь.
Наконец, ровно в 12 часов, с треском развертывается цвет, как зарница, и своим пламенем освещает около себя и вдали. В этот самый миг являются духи и срывают цвет.
Решившийся сорвать цвет кочедыжника должен ранее прийти в лес, отыскать куст и дожидаться расцвета.
Доселе еще в деревнях нет примера, чтобы кто-нибудь мог сорвать цвет кочедыжника, кроме чародеев.
Цвет кочедыжника имеет силу: владеть духами, повелевать землею и водою, отыскивать клады, делать невидимкою. Вся эта сила будет принадлежать тому, кто сделается обладателем этого цвета. При отыскании земляных богатств, кладокопатели бросают цвет кочедыжника вверх. Если где есть клад, этот цвет будет носиться над ним, как звезда, и прямо упадет на землю.
Разрыв-трава имеет два названия: прыгун, скакун. Это растение столь редко, что люди, только посвящаемые в таинство волшебства, могут находить его. Кто имеет цвет кочедыжника и у кого есть корень плакуна, того всегда можно поздравить с обладанием этой драгоценной травой.
Чародеи приписывают этой траве разные свойства: разрывать железо, сталь, золото, серебро, медь на мелкие кусочки.
Сон-трава сбирается чародеями в мае месяце, при желто-голубом цветении, с разными наговорами и обрядами.
Она обладает пророческою силою - предсказывать сонным добро и зло. Собранная чародеем с утреннею росою, опущенная в холодную воду, она вынимается при полнолунии и начинает шевелиться.
В это время кладут сон-траву под подушку и засыпают со страхом и надеждами. Если быть счастию, тогда в сонных видениях представляется молодая девушка или молодой мужчина; если же быть беде, тогда является смерть.
Трава Колюка собирается чародеями в день Индрика-зверя, во время вечерней росы, засушивается, хранится в коровьих пузырях и раздается по особенному расположению птичьим охотникам.
Ружье, окуренное этою травою, метко стреляет, ни одна птица не ускользнет от выстрела, и такое ружье нельзя уже заговорить кудеснику никаким заговором.
Трава Нечуй-ветер, растет зимою по берегам и озерам.
Кто обладает этою травою, всегда может: остановить ветер на воде, избавить себя и судно от потопления, наконец, ловить рыбу без неводов.
День для собирания травы нечуй-ветер назначается 1-го января и длится на протяжении Велесовых дней, собирают под вечер, в глухую полночь.
В это время духи, прогуливаясь по озерам и рекам, бросают траву нечуй-ветер для уничтожения бури.
При всем том, люди зрячие не могут находить это растение; одни только слепые от рождения чувствуют присутствие его. Когда они наступают на эту траву, тогда их в слепые глаза кто-то колет иглами. Если они успеют поднять и схватить не руками, а ртом, тогда они обладают ее силою.
Трава Плакун пользуется во всех деревнях и селах уважением и страхом. Чародеи, сбирая плакун-траву на Купалу, утреннею зарею, без всяких железных орудий выкапывают ее корень.
Это растение обладает удивительною силою: приводить в страх духов, смирять их и приводить в покорность. Этою силою обладают только корень и цветы. Знахари употребляют корень плакуна для изгнания злых духов.
Выкапывают траву плакун с корнем. Они произносят заговор, держа в руке корень, обращенный на восток:
«Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым христовым последышам. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах; а убегут от твоего позорища, замкни в ямы навские. Будь мое слово при тебе крепко и твердо. Век веком!»
Трава Прикрыш собирается чародеями от Медового спаса до Покрова.
Люди, сведущие в чарованиях, употребляют эту траву против свадебных наговоров. Когда невесту привезут в женихов дом, тогда знахарь забегает вперед, кладет траву прикрыш под порог. Невеста, предупрежденная наперед родными о действии знахаря, при входе в дом должна перепрыгнуть чрез порог. Если же она наступит на эту траву, тогда все наговоры обрушиваются над невестиною головою; в противном же случае, жестокое их действие обнаруживается над людьми, желавшими несчастия новобрачной чете.
Трава Тирлич собирается в ночь на Купалу на Лысой горе, близ Днепра, под Киевом.
Эта трава обладает силою превращения и достается только в удел одним ведьмам. Из тирлича выжимается сок, которым натирают оборотни свои подмышки, при совершении чар. Ведьмы, духи-оборотни проницательные, знавши свойство этой травы, стараются истребить ее.
Кудесники и чародеи дорожат тирличем, как сокровищем.
Вернуться в начало - Славяно-Арийские Веды