Language translation

Твоя Йога. ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ. Народные приметы. Значение и толкование.
Your Yoga
Единство. Свет. Любовь.
Единство. Свет. Любовь.
назад | поиск | печать | отправка | главная

Приметы
Что ЭТО значит?

Приметы

Объявления

Меню

Your Yoga

ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ

Приметы Примета:
Праздник Св. Егория (варианты имени - Георгий, Юрий) - 6 мая. По преданию, Св. Георгий пронзил копьем зеленого дракона (змия) - "изображение, издревле вошедшее в употребление как герб московского царства". Св. Георгий повсеместно в России считался покровителем домашнего скота - именно к нему обращались с просьбой защитить стадо во время пастьбы, у него просили исцеления в случае заболевания животных и т. д. "Иногда в более теплых местах (Егорьев день - 6 мая)... совпадает с "выгоном" скота в поле, в суровых же лесных губерниях это только "обход скота"... Обряд "обхода" совершается одинаково и заключается, главным образом, в том, что хозяева обходят с образом Св. Победоносца-Георгия всю домашнюю скотину, собранную в кучу на своем дворе, а затем сгоняют ее в общее стадо, собранное у часовен, где служится водосвятный молебен, после которого всё стадо окропляется святою водою и гонится за околицу, какова бы ни была в тот день погода... В старой Новгородчине (в Череповецком, Боровическом и др. уездах), где иногда скот пасется без пастухов, "обходят" сами хозяева с соблюдением древних обычаев. Хозяин для скотины своей рано утром приготовляет пирог с запеченным туда целым яйцом. Еще до солнечного восхода он кладет пирог в решето, берет икону, зажигает восковую свечу, опоясывается кушаком, затыкая спереди за него вербу, а сзади - топор. В таком наряде у себя на дворе хозяин обходит скот по солнцу три раза, а хозяйка (в Уломе) подкуривает из горшочка с горячих угольев ладаном и поглядывает, чтобы двери на этот раз были все заперты. Пирог разламывается на столько частей, сколько в хозяйстве голов скота, и каждой дается по куску, а верба, судя по принятому обычаю той местности, либо бросается на воду речки, чтобы уплыла, либо втыкается под стреху* (верба спасает во время грозы от молнии). Белозерцы придерживаются еще таких обычаев, что накануне Егорья убирают с глаз долой гребни, щетки и ножницы и (в Марковской волости) кладут в воротах, на землю, шерстяной пояс, клещи и крюк, иногда шейный крест или топор и нож и выгоняют (как вологжане) скотину на улицу, а потом опять к ряду же и загоняют". "6 мая... во многих деревнях русско-белорусского пограничья до сих пор отмечают древний скотоводческий праздник - день первого выгона коров на пастбище... Встают в этот день раньше обычного, долго молятся в переднем углу, произнося тексты воскресных молитв. Затем каждая семья, выведя свою скотинку во двор, трижды обходит ее против часовой стрелки - посолонь ("по солнцу - по-другому нельзя"). Во время обхода несут в руках икону, горящую свечу, хлеб, соль, жито, крашеные яйца, сковородку с яичницей, нож, кнут. Солью или зерном "обсыпают корову" - перебрасывают через нее горсти с четырех сторон, как бы рисуя в воздухе крест; яйца так же, крестом, подкатывают под корову; ножом с четырех сторон вырезают на земле кресты - "хрестом, хлебом и яйцом благославляем". Произносят во время обхода "наговорные стишки" - заклинания, обращенные к Святому Егорию или нечистой силе (ведьме, колдуну, домовому, лешему), к самим коровам или "дикому зверю". После совершения дворовых обрядов весь домашний скот сгоняют в общее стадо на Егорьевское поле, где многие поколения крестьян праздновали Первый выгон. Там трижды с песнями обходят стадо, а затем, расстелив на земле скатерть, устраивают общую закуску. Возвращаясь с поля домой, обязательно приплясывают - топчут росу, юруют:"прыгаем, скачем на поле, чтоб коровы з быкам так плясали" и "чтоб хорошая трава скорей выросла". "В глухой черноземной полосе (Орловской губ.) верят в Юрьеву росу, т. е. стараются в Юрьев день возможно раньше, до восхода солнца, когда еще не высохла роса, выгнать скот со двора, особенно коров, чтобы они не болели и больше давали молока". Существует и противоположное мнение. Так, "между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно вредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитыванием холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вредить скотине - если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой". В некоторых местах России еще в начале нашего столетия сохранялись "следы почитания Егорья как покровителя полей и плодов земных. Крепка уверенность в том, что Егорью были даны ключи от неба, и он отпирает его, предоставляя силу солнцу и волю звездам. Многие еще заказывают обедни и молебны Святому, испрашивая у него благословения нивам и огородам". Так, "в Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы Св. водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям, в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса". Помимо поверий, повествующих о Св. Георгии как о покровителе домашнего скота и полей, Егорий Храбрый в русской народной традиции известен и как хозяин всех лесных зверей, особенно волков. Согласно легенде, Св. Егорий поразил копьем "волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: "За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?" - "Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь; ее хватит тебе на два дня". Легенда эта укрепляет в народе верование, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена им, как жертва, Егорием -ведомым начальником и повелителем всех лесных зверей. Эта же легенда свидетельствует, что Егорий умеет говорить с зверями людским языком, что он, если обречет на съедение корову, овцу или лошадь, то всегда сделает так, что человек этого не увидит, и обреченная сама идет навстречу врагу и беззащитно останавливается перед ним как бы в столбняке". В Орловской губ. "верят, что свечки, поставленные в церкви к Егорьеву образу, спасают от волков; кто забыл поставить, у того Егорий возьмет скотину "волку на зубы". Сюжет приведенной ниже легенды как раз посвящен Св. Егорию - покровителю волков. "Ехал раз мужик лесом. Дело днем было, летом; только вдруг видит: на овцу волк кинулся. Овца испугалась, кинулась под телегу; волк испугался, убежал. Мужик взял овцу и повез с собой; проехал сажен пять от того места, стало ни зги не видно - темная ночь. Он диву дался. Ехал, ехал и сам не знает куда, вдруг видит огонек. "А, - думает, - это видно гуртовщики; хоть у них спрошу куда ехать". Подъезжает и видит - костер разложен, а кругом волки сидят и с ними сам Егорий Храбрый; а один волк сидит в сторонке да зубами щелкает. Говорит мужик, что мод так и так, заплутался, не знаю, где дорогу найти. Егорий ему и говорит: "Зачем, - говорит, - у волка овцу отнял?" - "Да она, - говорит мужик, - ко мне бросилась; мне ее жаль стало". - "А чем же волки-то кормиться будут? Вот эти, видишь, сытые лежат, а этот голодный, зубами щелкает. Я их кормлю; все довольны, только один жалуется. Брось ему овцу, тогда укажу дорогу. Ведь эта овца была волку обречена, так чего ты ее отнял?" Мужик взял и бросил волкам овцу. Как только бросил, стал опять ясный день и дорогу домой нашел" (II). В ряде народных легенд Егорий Храбрый сам оборачивается волком. "Егорьев день вместе с тем и пастуший праздник, когда сберегатели стад дают твердое обещание во все время пастьбы не стричь волос своих на голове, чтобы отвлекать от стада волков". В Калужской обл. и сегодня в день первого выгона скота "пастуху вынос делают - хлеб, соль, сало, рубль денег, яйца". "На Юрья коней крестами кормят, испеченными в Крещенье. На Юрья роса - и не надо коням овса. На Юрья дождь - скоту легкий год. На Юрья снег (крупа) - урожай на гречу; на Юрья дождь - гречи род. На Юрья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал. В поле стадо сгонять и Егорья окликать: "Храбрый ты наш Егорий, ты спаси нашу скотину!"Юрьева роса от сглаза, от семи недугов". (В некоторых местах России) "на Егорья запахивают пашню. Под Егорья. вешнего (шерстяного) не работают, чтоб волк овец не поел. На Юрья Св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы. Все звери (Вся живая тварь) у Егорья под рукой. Кукушка до Егорья (кукует) - к неурожаю, падежу скота". "Наблюдательные поселяне говорят: "Егорий - с теплом, а Никола (19 декабря) - с кормом (т. е. будет достаточно сена). - Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь. - Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес. - Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день (2 августа) клади хлеб в кладушку. - Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес. - Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом (т. е. к 19 декабря замерзнут дороги и можно будет ездить на санях). "Браниться в Егорьев день не советуют по тому поверью, что того убьет громом".

~~~~~~~~~~~~~~~

Смотрите также:

  1. Сонники и толкования сновидений в он-лайн - большой сонник с большой базой данных толкований.
  2. Нетрадиционная медицина - сборник народных рецептов.
  3. Настроение - поднимите себе настроение при помощи виртуального общения.
  4. Юмор и антистресс - снятие напряжения.

Вернуться в начало раздела: Приметы

Вы можете также: Скачать интересные приметы.

Перейти в раздел: Психологические тесты и программы.

Сайт: www.youryoga.org
© Copyright 2003-2024 Your Yoga | на главную | новости