Примета: "По всеобщему верованию, самая стихия эта настолько свята и чиста, что не держит в себе ничего нечистого и в особенности враждебного людям. Лихих недоброхотов, в виде ведьм и колдунов, земля "не принимает", и до сих пор требуются особые обряды, чтобы прекратить выход из могил этого сорта покойников и посещение ими живых людей и заветных мест. Даже тот умерший, труп которого долгое время не разлагается, по народным понятиям, несомненно был при жизни великим грешником, потому что он "не изготовляется к погребению в сырой земле"... Вся нечистая дьявольская сила от крестного знамения и "воскресной" молитвы проваливается не иначе, как "сквозь землю", не оскверняя святости земных недр и т. п... . Вся та земля, куда схоронены кровные и близкие, называется родительскую и считается священною: она могущественна до такой степени, что горсточка ее, взятая с семи могил, укрывающих заведомо добродетельных людей, спасает всех родичей, оставшихся в живых, от всяких бед и напастей. Почти такой же силой обладает и вообще родная земля. Вот что свидетельствует на этот счет орловский корреспондент:"2 августа 1897 г., из села Яковлева (Орловского у.), отправились на переселение в Томскую губернию 24 семейства и каждая семья взяла с собой несколько горстей родной земли:- Может случиться, - говорил один из переселенцев, - что на новом месте мы попадем на такую воду, которая для питья не годится, - так мы положим в воду нашу землю, вода и станет вкусной". Сверх того, родную землю зашивают в сумочку с ладаном (называемую вообще "ладанкой") и носят с шейным крестиком, в уверенности, что этим способом можно избавиться от тоски по родине... Приезжая на чужбину... люди (особенно в тех случаях, когда прибывший намеревается остаться здесь на более или менее продолжительное время) высыпают на -землю горсть родного песку и, ступая по нем, приговаривают: "По своей земле хожу". При этом они твердо верят, что, "если захватить с собой родной земли, тебе заздоровится, не будешь болеть и скучать по родине". Еще и сегодня в России повсеместно считается, что на Духов день - следующий понедельник после Троицкого воскресенья - нельзя заниматься никаким земледельческим трудом, так как в этот день "мать-сыра-земля" бывает именинница". "Рачительные домоводцы из наших поселян находят нужным заклинать жнивы. Это, говорят они, будто нужно для того, чтобы нечистая сила не поселилась на жнивах и не выжила с пажитей скот. Для сего они, раннею зарею, выходят на жнивы с маслом конопляным. Обращаясь на восток, говорят: "Мать сыра-земля! Уйми ты всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела". Проговоривши, выливают на землю масло. Потом, обращаясь на запад, говорят: "Мать сыра-земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучия, в смолу горючую". После сего выливают масло на землю. Обращаясь на юг, говорят: "Мать сыра земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со мятелью". И здесь опять выливается масло. Обращаясь на север, говорят: "Мать сыра-земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со мятелями". Здесь бросают сткляницу на землю". "Особенность наружных воззрений на мать сыру землю дала основание черодеям и здесь воспользоваться для своих недобрых целей тайными, могучими свойствами этой стихии. Применение земли в чарах чрезвычайно разнообразно. Взять хотя бы всем известное "вынимание следа", состоящее в том, что на месте, где стоял обреченный человек, вырезают ножом часть дерна или из-под ступни его соскабливают пол и над этими следами колдуют".