Примета: "Словесные предания русского народа говорят, что люди, посвятившие себя тайным сказаниям чернокнижия, отрекались от Бога, родных и добра. Так понимали этих людей предки, так теперь думают современники нашей сельской жизни. В старину олицетворителей тайных сказаний оглашали разными названиями. Одних величали: кудесниками, чародеями, ведунами, колдунами; других называли:волхвами, ворожеями, знахарями, доками. Но все эти люди известны были под общим именем чернокнижников... Говоря о чернокнижниках, наши поселяне уверяют, что они научаются лихому делу от чертей и всю свою жизнь состоят в их зависимости. Заключая с духом условие на жизнь и душу, они получают от них Черную книгу, исписанную заговорами, чарами, обаяниями. Всякий чернокнижник, умирая, обязан передать эту книгу или родственникам, или друзьям. Во многих селениях есть поверья, не оспариваемые ни веками, ни людьми, поверья, что умершие чернокнижники приходят в полночь, одетые в белые саваны, в дома своих родственников. Это бывает только с теми, которые забывают передавать при смерти Черную книгу. Старики рассказывают еще, что полночные посетители шарят по всем местам, садятся за стол и съедают все им предлагаемое. Другие же, напротив, уверяют, будто они, приходя к дому, стучат в двери и окна, истребляют всякий домашний скот и, при пении последних петухов, исчезают. Родственники, выведенные из терпения, выкапывают чернокнижников, кладут их во гроб ничком, подрезывают пятки, засыпают землею, где в это время дока шепчет заговоры, а родственники вбивают осиновый кол между плечами. Старики рассказывают, что когда-то один удалый молодец вздумал почитать оставшуюся книгу после чародея. Во время чтения явились к нему черти с требованием работы. Сначала он им предлагал работы легкие, потом трудные; но черти все являлись за новыми требованиями. Истомленный выдумками для отыскания работ, он не находил уже более для них занятия. Неотвязчивые черти задушили удалого молодца. С тех пор, говорят, никто не смеет приближаться к Черной книге. По уверению народа, одни только колдуны знают, чем занимать чертей. Они посылают их: вить веревки из воды и песку, перегонять тучи из одной земли в другую, срывать горы, засыпать моря и дразнить слонов, поддерживающих землю". "Колдун имеет мутный взгляд, свинцово-серое лицо, сросшиеся и напущенные брови, злую улыбку, медленный с расстановкою голос, небрежную прическу, морщинистый лоб, взгляд свирепый исподлобья, сутуловатость, походку неторопливую и задумчивость; говорит вообще мало и хрипло, за то, как говорят, любит постоянно что-то ворчать или шептать, всегда любит выпить... (Существует поверье), что будто бы колдуны неуязвимы, а чтобы нанести ему побои, то нужно бить по его тени в том предположении, что под видом тени ходят за ним нечистые духи... Есть поверье в народе, что земля не принимает тела колдуна. Говорят так: если колдун ежегодно ходил в церковь говеть, принимал Св. Дары, то колдуна можно, по усмотрению духовника, хоронить по-христиански, а особенно богатого. Но говорят так: что, несмотря на похороны, исполненные по-христиански, обряд похорон для его души тяжел и приносит ей страдание... Если колдун не передал (при жизни) никому своей тайны колдовства, то... говорят, будто бы в течение дня... (в доме колдуна) раздается стук, треск, ходьба по комнате кого-то невидимого, потом - говор, которого нельзя хорошенько разобрать, а потом, с наступлением глухого времени от начала одиннадцатого часа до двух, слышится отворение запертых дверей и иногда является привидение, всем ясно видимое в виде мертвеца, сегодня или вчера похороненного, ... который ест, пьет, а иногда и пляшет, между тем на могиле его иногда видят огонек, горящий вроде свечки". "Колдун, как и знахарь, употребляет в своей практике и нашептывания, и травы, и различные снадобья, но употребляет исключительно только во вред людям. Колдун никому и никогда не делает пользы, а постоянно вред - это вторая черта, отличающая его от знахаря. Чтобы сделаться колдуном, необходимо продать свою душу дьяволу, который и берет себе эту душу тотчас же, как только колдун умрет. Вследствие-то этого смерть колдуна или колдуньи бывает крайне мучительна. Чтобы видеть, как черти потащат душу колдуна из его тела, следует в потолке избы, где лежит колдун, вынуть сучок и в образовавшееся таким образом отверстие смотреть в избу. Таким образом можно увидеть, как черти мучат умирающего колдуна. По народному мнению, колдун должен мучиться в предсмертной агонии до тех пор, пока не передаст своих знаний другому лицу. Тогда только прекращают черти его мучения, вытаскивают душу из тела и несут в ад. Передача колдовских знаний совершается путем передачи другому лицу какого-то таинственного корешка. Рассказывают про одного колдуна такой случай. Пришло время умирать колдуну, но никому не удавалось ему передать своих таинственных, нечистых знаний, так как никто не желал ими воспользоваться. В то время как колдун мучился в предсмертных мучениях, в избе никого не было, кроме внука его, десятилетнего мальчика. Мальчику настрого было приказано родителями не брать ничего из рук деда, дабы по неведению не получить и тот таинственный корешок, о котором мы упоминали выше. Мучаясь в предсмертной агонии, колдун подозвал мальчика и велел подать стоявший в углу веник. Мальчик, ничего не подозревая, подал его. Колдун тихонько всунул в него корешок и велел мальчику отнести веник обратно в угол. Приняв веник в руки, мальчик взял в руки и таинственный корешок, с которым перешла к нему вся сила колдовства. Старый колдун через несколько минут умер, и в ту же ночь приступили к мальчику целые полчища бесов, требуя, чтобы он назначил им работу. Целую ночь они не давали мальчику спать. Тогда родители мальчика обратились за помощью к знахарю. По совету последнего они развеяли по ветру мешок муки, и когда с наступлением ночи бесы явились к мальчику, то он, по совету родителей, сказал им, чтобы они собрали до рассвета всю рассеянную по полю муку. Этого сделать бесы не могли и с тех пор оставили мальчика в покое". Правда, в ряде мест говорят, что ребенку передавать колдовство нельзя, иначе он на всю жизнь останется дурачком. Ребенок - ангельская душа, поэтому нечистая сила не сможет заставить его делать зло, но за то отнимет у него разум. Людей с различными физическими недостатками в русских деревнях нередко воспринимали как лиц, наделенных особой колдовской силой. "Колдуны бывают, по преимуществу, горбатые или рыжие (рыжий цвет волос в нашей местности (в Ярославской губ. ) считается недостатком)". (В принципе, данное поверье общерусское). Для того, чтобы определить, где живет колдун, "наши чародеи берут какое-то змеиное кольцо, вешают его на женском волосе и дожидаются, куда его будет качать ветер: куда кольцо будет более делать наклонения, там живет колдун, очаровавший страдальца, о котором загадывают". "Поселянин, подозревая своего соседа в колдовстве, приходит к знахарю за советами... Знахарь, договорившись за большую цену, советует ему дожидаться 25 марта (Благовещенья - 7 апреля по н. ст. ). В роковой день он должен после утрени сесть на лошадь, какую не жаль, лицом к хвосту, ездить по селению, не оборачиваясь назад. Когда выедет за околицу, то должен смотреть на трубы. В это время нечистая сила проветривает колдунов, висящих на воздухе вниз головой. Если поселянин обратится назад, то нечистая сила разрывает лошадь на части, а он сам остается или вечно сумасшедшим или умирает от страха". "Колдуны или колдуньи в обиходе старинной деревенской свадьбы играли выдающуюся роль. Их всегда приглашали первыми, во время свадебного пира сажали на почетное место; им была первая рюмка и первый кусок, им же и подарки особенные. Делалось это, конечно, не добровольно и не во внимание каких-либо особенных личных заслуг колдуна или колдуньи, а приглашение было вынужденное, из страха, что обиженный невниманием колдун может "стерять", испортить свадьбу". Поэтому дружкой на свадьбу старались пригласить человека опытного ("бывалого") и смелого. Лучше всего иметь свадебным дружкой того, кто знает "слово" против колдовства, "и тогда страдающим лицом является сам колдун". Рассказывают, что однажды по деревне проезжала свадьба. Колдун высунул голову из маленького окошка избы и стал что-то шептать. Ехавший верхом впереди свадьбы дружка приметил колдуна, ловко подкрался и ударил его по глазам. Ударил - в тот же момент на голове колдуна выросли огромные коровьи рога, мешавшие высвободить голову из крохотного оконца. Дружка забрался в избу колдуна, снял портки и начал сечь колдуна. Долго кричал и молился колдун и просил прощенья до тех пор, пока навсегда не зарекся колдовать... Но такие дружки редки, и колдуна волей-неволей приходится звать на свадьбу". "На основании богатого обоняния лошадей колдуны делают такие, например, проделки: чтобы остановить поезд свадебный, или вообще на бегу лошадей, употребляют следующие средства: берут свежего жира или крови от какого-либо хищного зверя (ближе всего от медведя или волка) и намазывают ими камни, которые разбрасывают по дороге. Лошади, почуяв запах зверя, начинают упрямиться и беситься, а особенно молодые. Это средство особенно употребляется при свадебных поездах и до того сделалось обыкновенным в простонародье, что стоит только кому-либо перейти дорогу во время свадебного поезда, как дружко станет упрашивать его перейти дорогу обратно, даже водкой и брагой поподчует его при этом".