Примета: Для лечения ожога возьми девять листов ежевики и брось их в сосуд с чистой родниковой водой. Проводи каждым листом по ожогу и повторяй по три раза над каждым листом:"Три госпожи с востока пришли, Лед и огонь с собой принесли. Во имя Отца, Сына и Духа Святого, Лед, изгони жар из места больного!"(Суссекс, Девоншир, Корнуолл, а также Норфолк; но в последнем графстве текст заговора немного изменяется. Чтобы окончательно унять боль, нужно взять горящую головню из печи и провести ею в воздухе вокруг ожога девять раз (трижды по три раза. Слова, однако, нужно произносить в присутствии одного только больного, и так тихо, чтобы никто не услышал).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Очень осторожно положи свою правую руку на обожженное место и трижды повтори такие слова: "Старый ком земли под глиной. Ожог долой. Ожог долой. Во имя Господа, исцелись", - после каждого повторения слегка подуй на ожог. После этого боль утихнет, и больной уснет глубоким сном. (Антрим, Ирландия).
В XIX в. заклинания считались самым верным средством от ожогов, зубной боли и некоторых наследственных заболеваний. Вот свидетельские показания некоей Энн Мэнли из Девоншира о ребенке, умершем от ожога кипятком. ("Pall Mall Gazette" от 23 ноября 1868 г.): "Я, жена Джеймса Мэнли, рабочего, встретила Сару Шеппард на улице в четверг, около девяти часов утра; на руках она несла ребенка, завернув его в подол своего платья. Она сказала, что ребенок обварился кипятком. Тогда я сказала над ним те слова, которые говорила, когда на последней Хонитонской ярмарке из огня выскочил уголек и повредил ей глаз. Я сказала их шепотом: "Приходили два ангела с севера: один с жаром, другой с холодом. Прочь, жар, прочь, холод, во имя Отца и Сына и Святого Духа". Я повторила это трижды. Это хорошо помогает от ожогов. Я не знаю, помогает ли это от чего-нибудь еще. Этому заговору меня научил один старик, Джон Спарвей, много лет тому назад. Его должна произносить женщина для мужчины или мужчина для женщины. И я думала, что этот заговор непременно поможет". На Шетландских островах применялся следующий заговор:"Ожог, ожог, твой жар жесток!Если б ожог сам себя ожог, Больше б ожог не пек и не жег". Затем "целитель" трижды дул на обожженное место. Что же касается церковных покровов, то не далее как в 1910 г. их считали средством, исцеляющим разные ожоги лучше всех докторов. Элизабет Мэри Райт в "Rustic Speech and Folklore" сообщает, что в этот год один ее приятель, проживавший тогда в Ливерпуле, имел несчастье ожечь руку. Хозяйка дома, в котором он квартировал, работала уборщицей в церкви и имела доступ к церковным покровом. Она предложила ему перевязать руку куском кружевной салфетки, накрывавшей потир. И, когда ожог зажил, она сочла это следствием воздействия салфетки. Русские знахари повсеместно практиковали заговаривание ожогов. Заговоры от ожога (как и от обморожения) представляют собой короткие магические формулы типа:"Сожжено это не огнем, а золою". Трижды сказать, дунуть и плюнуть; "Где был огонь, будь песок (вариант - камень); трижды плюнуть на больное место и сказать: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Свет до зари, а заря до свету, а ожог до слов. Во веки веков, аминь".