Примета: "Начинайте поститься в Пепельную Среду. В этот день идите в Святую Церковь, возьмите пепел из рук священника и задумайтесь над теми словами, которые он скажет вам".
Религиозный аспект Пепельной Среды способствовал тому, что с этим днем не связано никаких суеверий и обычаев, кроме возложения пепла и ношения покаянных одежд. Сегодня в разных церквях (преимущественно католических), использующих пепел в своем ритуале, эти обычаи могут принимать разные формы. В былые времена для сожжения непременно предназначались ветки кустарников или пальм, освященных за год перед этим. Полученный пепел очищали, сушили и просеивали. Более древний обычай отмечен лордом Нортоном в его книге "Forest of Varieties" (1645): "Древний ритуал власяницы и пепла в Пепельную Среду сейчас сопровождается в нашей церкви чтением публичных проклятий нераскаявшимся грешникам, причем верующие повторяют "аминь" после каждого проклятия". Есть свидетельства, что многие люди в этот день старались обойти церковь стороной, дабы не услышать проклятий из уст своих собственных соседей. Утром в Пепельную Среду в Хенфилде (Суссекс) дети приносили в школу ясеневые ветки. Тех, кто приходил без веток, соученики щипали. Кроме того, ветки не должны были иметь ни единого белого пятнышка: даже места среза следовало испачкать или закрасить чернилами. Ничего белого не допускалось и в одежде: даже уголок носового платка надлежало спрятать. Похожие правила бытовали в Селмстоне и селах Оксфордшира.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: С какой стороны дует ветер в Пепельную Среду, с той стороны будет дуть, пока не кончится Великий Пост. (Норфолк).