Примета: Последний погребенный на церковном дворе или на кладбище должен сторожить этот двор и охранять могилы, пока следующий покойник не сменит его. (Ирландия, Горная Шотландия).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Последний покойник в году называется Анкон - он и есть воплощение самой смерти. В облике скелета он ездит на повозке по деревням, предупреждая тех, кто вскоре должен умереть. (Бретань).
Первое из двух суеверий в свое время бывало поводом для многих неприятных инцидентов, возникавших, когда похоронная процессия, приближавшаяся к кладбищу с одной стороны, замечала такую же процессию, идущую с противоположной стороны. В результате этого (в частности, в Ирландии) начиналась безумная гонка: каждая процессия хотела поспеть на церковный двор первой и таким образом уберечь своего покоиника от обязанности сторожить кладбище. Вдобавок к этому суеверию в Ирландии существует еще одно: будто бы, чем медленнее движется похоронная процессия, тем больше уважение, оказываемое покойному. Таким образом, две похоронных процессии, приближавшиеся к кладбищу одновременно, оказывались в весьма щекотливом положении. В Восточном Йоркшире был обычай присматривать за покойником вплоть до самых похорон и ночью не гасить свет в комнате, где стоит гроб. В ночь накануне погребения несколько друзей обычно собирались на ночную стражу (wake) и не покидали тело, пока целая свеча не сгорала без остатка. Еще один йоркширский обычай: прежде чем закроют крышку гроба, положить к усопшему его личный билет ученика воскресной школы, сборник гимнов и Библию и осыпать его цветами. Кроме того, укладывать мертвеца в гроб должны были его ровесники. На похоронах девочки во главе процессии шли ее ровесницы и несли пару белых перчаток, принадлежавших покойной. После этого перчатки вешали в церкви рядом с тем местом, где обычно сидела усопшая. На них писали имя девочки и дату ее смерти, а те, кто нес гроб, обычно были одеты в белое. В "Notes of Ancient Britain" Барнса цитируется утверждение Стратта, что "до эпохи христианских ритуалов считалось незаконным хоронить покойника в городе; его выносили на соседнее поле и здесь предавали земле". Св. Катберт первым объявил церковные дворы "пригодными для размещения усопших". Многие века существовало - а кое-где существует и до сих пор - убеждение, будто покойника непременно следует вносить на кладбище "по солнцу", то есть с востока на запад. Священник, незнакомый с этим поверьем, бывал весьма удивлен, когда, стоя в кладбищенских воротах, он вдруг замечал, что процессия, двигавшаяся ему навстречу, вдруг разворачивается и обходит вокруг церкви, а уж потом входит в церковный двор. И когда ошеломленному и рассерженному святому отцу объясняли, что "мертвеца ведь нельзя заносить против солнца", это повергало его в еще большее изумление. В русских деревнях и сегодня "покойника никогда-одного не оставляют: ни когда он лежит, ни когда умирает". Объясняют этот обычай тем, что по правую сторону от тела незримо стоят достойные Богу, а слева - черти "и тянут (душу): этот - себе, а этот вот - себе". Присутствие живых людей помогает праведникам "перетянуть" душу покойного. (Ср. йоркширский обычай "присматривать за покойником вплоть до самых похорон и ночью не гасить свет в комнате, где стоит гроб").