Примета: Этот обычай был наиболее распространен в Уэльсе, но практиковался и в северных графствах. Целью его было обеспечить покойному верный и прямой путь на небеса, с помощью простого ритуала перенеся все его грехи на какое-нибудь другое существо. "Поедание грехов" лучше всего описать словами Обри, при жизни которого этот обычай был весьма популярен в Херефордшире:"Когда тело вынесено из дома и возложено на погребальные Дроги, они приносят Буханку хлеба и подают ее Поедателю грехов над трупом, а вместе с нею и большой кленовый Кубок, наполненный пивом, которое он выпивает тут же, и шестипенсовую монету, в связи с чем он ipso facto принимает на себя все грехи Усопшего и освобождает его (душу) от посмертных скитаний". Из письменных источников известно, что для этой цели обычно использовался какой-нибудь "старый сэр", которого постоянно приглашали "поедать грехи" усопших. Такие "старые сэры" находились повсюду, где бытовало это суеверие. Бэгфорд (говоря о Шропшире) описал, как "старый сэр", будучи извещен о том, что кто-нибудь умирает, тут же появлялся у дверей его дома. Домашние выносили ему трехногий табурет; он садился лицом к дверям и получал монету и кружку пива. Спрятав монету в свой кошелек, он одним глотком выпивал пиво, затем вставал с табурета и с торжественным жестом объявлял, что "душа отошла легко и свободно". Очевидно, со временем "старый сэр" становился самым большим грешником в мире!И по сей день, когда в индийском городе Траванкоре умирает раджа, к нему зовут святого брахмана, который за большую сумму денег принимает на себя грехи покойного. На Таити к умирающему приглашают жреца, который носит титул "молящегося за мертвецов". Он молится богу, чтобы тот забрал душу умирающего. В молитве говорится и о том, чтобы все грехи умирающего, в особенности тот, за который сильней всего спросят с его души, были оставлены на земле и спрятаны в ямку, которую вырыл жрец. Траванкор, Таити, Уэльс, Херефордшир, Шропшир - и повсюду одно и то же суеверие!Однако в Херефордшире применялся и другой способ поедания (или скорее, выливания) грехов. Одного человека, случайно оказавшегося на фермерских похоронах, пригласили на второй этаж, где лежал мертвец. На столе рядом со смертным одром стояла бутылка портвейна и несколько стаканов. Когда ему предложили выпить, он вежливо отказался, сказав, что не пьет вина. "Выпейте, выпейте, сэр, -услыхал он в ответ. - Это дело святое. Помогите моей сестре избавиться от грехов". Вспоминая о "старых сэрах", поедавших грехи, епископ Кеннет дополняет рассказ магистра Обри более современным примечанием. "Мне кажется, - пишет он, - что пережитки этого обычая до сих пор существуют в Эмброусдене (графство Оксфорд), где на любых похоронах священник, стоящий в церковных вратах, всегда получает кекс и бутыль вина". Разумеется, это самый достойный объект для перенесения грехов покойного!Вполне вероятно, что русский обычай поминать покойников (с, обильными яствами и напитками) соотносится с английским обычаем "поедания грехов". В России в городской среде бытует еще одно поверье, почти в точности соответствующее выше приведенному английскому обычаю: "Допивать воду, вино и проч. из стакана, другого человека - брать на себя его грехи".