Примета: Если ты спросишь у источника Клавел:"Поскорей, родник, скажиДа всю правду доложи:Жив любимый и здоровИль земля ему покров?" -то вода запузырится и закипит, если с ним все в порядке. Если же вода останется неподвижной, - тогда с ним случилось что-то очень плохое. (Корнуолл. Этот вопрос следовало задавать, склонившись к воде накануне Петрова дня).
Вот всего лишь два примера из огромного множества суеверий, связанных со священными родниками Британии и Европы и возникших, скорей всего, еще в эпоху поклонения духам воды. У корнуолльцев бытует очень много таких поверий, связанных с целебной или предсказательной силой воды. Например, если положить пальмовый крестик в святой родник Конана Малого, и он не утонет - это знак, что хозяин крестика проживет еще год; если же утонет - то он умрет в течение года. Купание в роднике Св. Теклы считалось верным средством от падучей болезни (эпилепсии). Если вы придете к роднику Эглви в Ллейне, спуститесь вниз, наберете полный рот воды, подниметесь к церкви и обойдете вокруг нее, не потеряв ни капли, - это даст вам благословение. По имеющимся у нас сведениям, дамы со всей округи (включая остров Бардси) постоянно приезжали за этим благословением не далее как в 1912 г. Легенда рассказывает о том, что некогда жила одна прекрасная дама, которая не знала, как добиться желаемого. Однажды ее посетила незнакомая женщина и открыла ей секрет этого ритуала. Серебряный Родник в Лланблетиане (Гламорган) посещали юноши и девушки, желавшие удостовериться в верности своих возлюбленных. Они обламывали терновые колючки и бросали их в родник. Если они плавали на поверхности, верность возлюбленного считалась доказанной; если тонули и исчезали из виду, возлюбленный, несомненно, был изменником. Если колючка начинала вращаться, возлюбленный должен был стать хорошим супругом; если останавливалась - значит, после женитьбы он станет угрюмым и замкнутым. Если в роднике плавало много колючек, ваш возлюбленный должен был оказаться большим ветреником. Родник Св. Сервана помогал от глазных болезней и зубной боли. Нужно было лишь вымыться в этой воде, затем войти в церковь и заснуть на камне Святого, на котором стояла маленькая церковь. Родник Св. Бреварда в Чепел Фарм, "кувшин Св. Иоанна в Леваннихе и источник Касл Хорнек в Мадроне тоже считались превосходным средством от глазных болезней. В источнике Св. Перри в Лланберисе (Северный Уэльс) жил большой угорь, которого тщательно охраняли. Если он обвивался вокруг человека, погрузившегося в воду, этот человек исцелялся ото всех болезней. Однако говорят, что одна девушка умерла от страха, ощутив прикосновение холодного угря к своей коже. "Сиговый родник" (Аберэрх) был еще одним уэльским родником, способным предсказать, чем закончится болезнь друга или родственника. Нужно было только бросить в воду какую-нибудь вещь из одежды больного. Если она погружалась в правую сторону, больной должен был выздороветь. Вода из родника Св. Феглы (Карнарвоншир) использовалась для лечения от эпилепсии. Больной должен был вымыть руки в воде и бросить в родник монету в четыре пенни. Затем, повторяя "Отче наш", он трижды обходил вокруг источника. Каждый пациент мужского пола должен был принести в корзине петуха, а каждая пациентка - курицу. Исполнив этот предварительный ритуал, пациент шел в церковь и укладывался спать рядом с алтарем, положив под голову Библию. На рассвете он уходил и оставлял птицу в церкви. Если курица умирала, считалось, что эпилепсия покинула больного и перешла к ней. Очевидно, этот ритуал был одним из самых сложных английских обрядов перенесения зла. Источнику в Ллабедроге (Ллейн) приписывалась способность изобличать воров. Нужно было бросать в воду куски хлеба, называя при этом имена подозреваемых, и при имени вора хлеб должен был утонуть. А теперь вернемся в Корнуолл. Здесь существовали родники Эйлша в Берине и Св. Пирана в Перранзабуло, исцелявшие рахит, и родник Св. Остелла в Минейкаддле, укреплявший болезненных детей. Родники Св. Кейна и Св. Мартина в Лискерде считались способными влиять на супружескую жизнь. Но самым прославленным корнуолльским родником был родник Св. Мадрона в окрестностях Пензанса. В первые три майских пятницы сюда приводили детей, больных лишаем, рожей и прочими кожными болезнями. Их трижды протаскивали под водой против хода солнца и девять раз проносили вокруг родника, двигаясь с востока на запад. После этого лоскут из одежды ребенка вешали на терновник, который рос рядом с крестильной или оставляли между камней. "Предсказательная сила воды" хорошо известна русской фольклорной традиции. Так, для того, чтобы узнать, проживет ли человек еще год, в России в определенные праздники (на Троицу, Духов день, Яблочный Спас и т. д.) в реки бросали какую-либо личную вещь, например, платок, чулок, полотенце, рубашку и проч. Если вещь тонула - ее владелец должен был умереть в течение этого года, если же плыла - это знак, что хозяин ее проживет еще год. (Ср. корнуолльское поверье о "предсказательной силе" святого родника Конана Малого). Это гадание и сегодня живо во многих деревнях юго-западной России.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Ребенок, крещеный в воде из родника Св. Людгвана, никогда не будет повешен. (Корнуолл. Так здешние матери объясняют тот факт, что вода из этого родника обильно поставляется для крестильных нужд).