Примета: В полночь накануне Рождества расцветает розмарин. (Глостершир, Беркшир).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: До того, как наступит канун Рождества, нельзя разрезать рождественский пирог. (Йоркшир).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если вы накануне Рождества обмотаете стволы своих фруктовых деревьев влажным сеном или соломой, деревья будут превосходно плодоносить на следующий год. (Уэльс).
Существовали и другие свадебные гадания, связанные с сожжением рождественского полена или ясеневого пучка. В Оксфордшире девицы должны были в молчании замесить тесто для пирога. Сажая пирог в печь, все так же молча, они рисовали на тесте свои инициалы. Готовый пирог ставился в спальне, и двери не закрывались; будущий супруг должен был войти, наколоть на пироге свои инициалы и уйти прочь. В пограничных графствах - Ланкашире, Чешире и Ноттингемшире - считалось, что в рождественскую полночь можно услышать колокольный звон тех церквей, которые ушли под землю во время землетрясений, затонули или провалились. В старину с этой целью совершались паломничества в Престон и Килгримоул (недалеко от Блэкпула). В Мидленде верили, что кусочек рождественской омелы, повешенный в мешочке на шею, защитит человека от всякого колдовства. "Обмывание" яблонь, упомянутое в статье "РОЖДЕСТВО, ДЕНЬ", во многих районах происходило вечером накануне праздника. В Уорлегане (Корнуолл) в сад приносили кувшин сидра, бутылку и ружье. Небольшую веточку с самого большого дерева вставляли в бутылку, и все домашние пели:"Яблонька - старенька!Чарку за твое здоровье!Ты наполни нам мешки, И корзины, и возкиДоверху!Ура!" -после чего салютовали из ружья. В Девоншире (в окрестностях Тэйвистока) в сад приносили кубок сидра с тостом, плавающим в вине. Куски тоста клали на развилки деревьев; сидром поливали вокруг корней, в то время как вся семья, встав в круг, пела:"Пьем твое здоровье мы, Яблонька!Яблок красных уродиПолны шапки и мешки!"Это рождественское паломничество к деревьям было широко распространено по всему миру. Накануне Рождества югославы и болгары, если дерево плохо плодоносило в предыдущее лето, подходили к нему и грозили топором. После этого напуганное дерево непременно давало хороший урожай!Германские крестьяне в ночь перед Рождеством связывали фруктовые деревья веревками, сплетенными из соломы. Таким образом деревья "венчались" и на следующий год должны были обильно плодоносить. Истоки этого обычая скрыты в тех временах, когда во всем мире верили в благотворную силу древесных духов. Многие пережитки той эпохи сохранились в христианизированной и цивилизованной Европе. Когда жители "яблочных" графств Англии совершали возлияния деревьям, они поступали (и до сих пор поступают) аналогично жителям Верхней Бирмы, которые приносят жертвы деревьям, чтобы вымолить дождь. Английские крестьяне -XVI и XVII вв., верившие, что Духи Дерева забирают болезнь, "прибитую" к стволу, во многом были похожи на язычников Южного Мирзапара и других дикарей. Следует подчеркнуть, что здесь не может быть и речи о каких-либо связях между народами; однако суеверия - одни и те же. Значительную роль в старинных обрядах накануне Рождества играли ряженые. Представления происходили в Стаутоне и Утон-Бассете (Уилтшир); в обоих поселках ряженые были в масках. В Стаутоне, кроме всего прочего, ряженые носили "Рождественского Бычка". Это была бычья голова с большими глазами, рогами и высунутым языком, которой манипулировали при помощи палки, от метлы, спрятанной под мешком или какими-нибудь одеждами. Наряженную таким образом голову проносили по улицам. Бычок "стучался" в двери дома, и, если ряженым позволяли войти, они принимались ловить самого младшего члена семьи. Этот обычай интересен тем, что практиковался только в одном уилтширском поселке. "Antiquary" (т. 44, 1908) утверждает, что составные части "бычка" хранились у одной семьи на протяжении более ста лет. Кстати, интересно будет отметить, что в некоторых районах Ланкашира все рождественские украшения из веток вечнозеленых деревьев сохранялись до масленичного четверга, а в этот день использовались как топливо для приготовления оладий. Другой обычай, тоже имевший ограниченное распространение, состоял в том, что в некоторых сельских районах Мидленда совершали походы по поселку с головой и хребтом белой лошади (если было возможно, настоящими, если нет- муляжами). В былые времена, согласно обычаю, один из мужчин переодевался моряком, а остальные одевались женщинами. Обычай предписывал им войти в дом, вымести и вычистить очаг, а затем попросить рождественских подарков. Источник этого невероятного представления выяснить не удалось, но в связи с этим стоит напомнить, что бог Вотан (или Один), великий охотник, имел белого коня по имени Слейпнир. Многие из обычаев и суеверий Северной и Центральной Англии носят отпечаток скандинавского влияния. Обычай, запрещающий одалживать огонь или свет во время Рождества, очевидно, свойственен только Восточному Йоркширу. Г-н Дж. Николсон в "Folk Lore of East Yorkshire" пишет, что перед тем, как сесть за рождественский ужин, его отец непременно спрашивал: "Сух ли трут, и есть ли в доме спички?" Когда отец был маленьким, его семья однажды осталась без сухого трута и не смогла растопить камин рождественским утром. Им едва удалось раздобыть огонь в тот день, поскольку никто не хотел одалживать огня на Рождество. Тот же самый обычай соблюдался на Севере Англии в первый день Нового Года. Здесь считалось, что накануне Нового Года огонь нельзя выпускать из дома; и если вы даете кому-либо огонь (даже за деньги), вы отдаете ему свою удачу. В России "рождественский сочельник повсеместно проводится крестьянами в самом строгом посте. Едят только после первой звезды, при чем самая еда в этот день обставляется особыми символическими обрядами, к которым приготовляются загодя. Обыкновенно, перед закатом солнца, хозяин со всеми домочадцами становится на молитву, потом зажигает восковую свечу, прилепляет ее к одному из хлебов, лежащих на столе, а сам уходит во двор и приносит вязанку соломы или сена, застилает им передний угол и прилавок, покрывает чистой скатертью или полотенцем и на приготовленном месте, под самыми образами, ставит необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда, таким образом, все приготовлено, семья снова становится на молитву, и затем уже начинается трапеза. Солома и необмолоченный сноп составляют непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживление творческих сил природы, которые просыпаются за поворотом солнца с зимы на лето. Садовые же растения и плоды, а также подсолнечные зерна считаются в народной мифологии как символ оплодотворяющего землю дождя. Кутья или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом). Самая трапеза в рождественский сочельник совершается среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешает крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломенки, и заставлять ребят лазить под стол и "цыкать" там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечера часть оставшейся кутьи дети разносят по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать "богатую кутью", и затем в деревнях начинаются колядки". Колядки, как правило, пели молодежь или дети. Колядовщикам выносили угощение, иногда давали немного денег. За это они пели величания хозяевам с пожеланиями богатого урожая, приплода скота; если в семье был холостой парень (или незамужняя девушка), то желали ему (ей) в наступающем году жениться (выйти замуж) и т. д. Если же хозяева были скупы и не отдаривали колядовщиков, то им, наоборот, желали всяческих невзгод, неурожая, падежа скота и т. д. Например: "Коляда, коляда, луковка, Коляда, коляда, постуковка, Коляда, коляда, игде была? Коляда, коляда, за вратами была. Коляда, коляда, игде ворота? Коляда, коляда, полая вода снесла. Коляда, коляда, игде вода? Коляда, коляда, быки попили. Коляда, коляда, игде быки? Коляда, коляда, за гору ушли. Коляда, коляда, игде горы? Коляда, коляда, черви выточили. Коляда, коляда, игде черви? Коляда, коляда, гуси выклевали. Коляда, коляда, игде гуси? Коляда, коляда, девки выгоняли. Коляда, коляда, игде девки? Коляда, коляда, за мужья вышли. Коляда, коляда, игде мужья? Коляда, коляда, на полатях сидят. Коляда, коляда, что делают? Коляда, коляда, шапочки шьют. Коляда, коляда, на что шапки? Коляда, коляда, на крючки вешать. Подкликивают: Дайти блин, задний клин! Кто не дает - девку-ниряху, нипряху; а кто дает - плотничка-работничка (это чтобы у хозяина родились). Помимо пения колядок, деревенская детвора и молодежь ходили под Рождество славить Христа. "Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки, Вот для образца одна из таких присказок:Пречистая Дева Мария Иисуса Христа породила, В яслях положила, Звезда ясно сияла, Трем царям путь показала - Три царя приходили, Богу дары приносили, На колени при падали, Христа величали. Христославов крестьяне принимают очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживают на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делается это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяют мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимают обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходят молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих".
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если девица в полночь на Рождество выйдет в сад и сорвет двенадцать листьев щавеля, она увидит тень своего суженого, приближающуюся к ней. (Нортгемптоншир).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если девушка подойдет к грушевому дереву задом наперед и трижды по три раза обойдет вокруг него, она увидит образ своего суженого. (Повсеместно).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если незамужняя девица накануне Рождества подойдет к курятнику и сильно ударит по нему, она узнает, выйдет ли она замуж до конца будущего года. Если первой закудахчет курица, то она не выйдет замуж; если же первым закричит петух - значит выйдет. (Девоншир).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Когда в ночь перед Рождеством часы бьют двенадцать раз, нужно открыть все двери настежь, чтобы изгнать злых духов. (Мидленд).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Накануне Рождества нельзя выносить из дома свет или огонь. (Йоркшир, в окрестностях Малвена и Шеффилда. Аналогичное суеверие связано с новогодней ночью).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Накануне Рождества феи встречаются на дне шахт и совершают мессу в честь Рождества Христова. (Корнуолл и Уэльский угольный бассейн).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Призраки никогда не появляются в ночь перед Рождеством. (Северные графства).