Примета: Если адвокат купит "чепчик", он обретет дар красноречия. (Повсеместно).
Владелец "чепчика" может узнавать о состоянии здоровья человека, родившегося в этом "чепчике"; если он крепок и упруг-значит, этот человек жив и здоров, если "чепчик" вянет или сохнет - значит, он болен или умер. "Чепчик", о котором говорилось выше - мембрана, покрывающая головку некоторых новорожденных детей. Ее медицинское название - амнион; это одна из трех мембрановидных пленок, окутывающих тело ребенка в матке. Cуеверия, связанные с амнионом, не знают границ ни во времени, ни в пространстве. Св. Хризостом выступал против них в некоторых своих проповедях, особенно негодуя по поводу некоего священника Претия, который купил "чепчик" у повитухи, желая обеспечить себе удачу. От христианской Греции 400 г. перейдем к современным язычникам Тимора. Когда у риса чернеют стебли и повисают колосья, владелец "чепчика" приносит его в специальной коробке и обегает с ним вокруг поля, чтобы оказать благоприятное воздействие на рис. Такую форму имеет здесь суеверие, связанное с амнионом. Подобные суеверия существовали - и существуют до сих пор-в Голландии, Франции и Германии. Однако наиболее популярен был амнион в качестве талисмана от утопления. В XVIII и XIX вв. "чепчики" очень часто становились предметом купли-продажи. В феврале 1813 г. в "The Times" было помещено следующее объявление:"Для тех, кто в море. "Чепчик" новорожденного в превосходном состоянии, недорого. Спросить в Манчестер-Сквер, Дьюк-Стрит, 5". Второе подобное объявление, появившееся в тот же самый день, имело приписку: "Цена 12 гиней. Малоимущих просят не беспокоить". Субботний номер "Morning Post" от 21 августа 1779 г. извещал: "Господа моряки и все прочие, имеющие дело с морскими путешествиями! Соизвольте обратить внимание: продается детский "чепчик!"И даже не далее как в просвещенном 1904 г. подобное объявление появилось в "Daily Express", а в августе 1915 г. г-н Э. Лоуэтт из Фольклорного Общества писал в одной из лондонских газет, что своими глазами видел амнион, выставленный для продажи в лавочке рядом с Лондонскими Верфями. "Athenian Orakle" говорит о том же самом суеверии, добавляя к вышесказанному, что все родившиеся в "чепчике" избавлены от человеческих горестей и бед и даже неуязвимы для оружия - разумеется, пока носят с собой этот "чепчик". Если же этот талисман будет похищен или потерян, все его достоинства будут служить его новому владельцу. По словам Лемниуса, "чепчик" должен быть рыжеватого цвета, чтобы приносить удачу; если же он черный, это предвещает неудачу. Хендерсон записал историю с "чепчиком", происшедшую на его памяти в Северном Лондоне. Одна женщина заметила, что ее служанка весьма расстроена, хотя для этого вроде бы не было видимых причин. Расспросив ее, женщина выяснила, что служанка родилась в "чепчике" и сейчас ей угрожает беда. Девушка объяснила, что прячет "чепчик" в своем сундучке и постоянно советуется с ним как со своим оракулом. Если ей грозит опасность, "чепчик" съеживается; если болезнь, то он становится влажным. Когда ей предстоит удача, "чепчик" сам собой развертывается; а люди видят, как она заглядывает в свой сундучок, и говорят, что она роется в бумагах. Еще одна забавная история с "чепчиком" рассказана Гвианериусом. Некий глупец, увидев, что его ребенок родился в "чепчике", решил, что жена изменила ему с францисканским монахом, недавно посетившим их дом (поскольку "чепчик" напоминал монашеский клобук) - и даже покусился на жизнь святого брата!Нам кажется, что популярность этого талисмана среди адвокатов очень легко объяснить. Ведь "чепчик" так похож на большие парики, которые носят судьи!Что же касается помощи от утопления, то несколькими месяцами ранее мы увидели на страницах одной очень популярной национальной газеты достоверные сведения о том, как "чепчик" выполняет эту услугу. За исключением двух случаев, все утопленники, о которых писалось в газете, имели при себе "чепчик"!С "чепчиком" связано еще одно суеверие, которое нам удалось обнаружить только в районе Хорнкасла, хотя можно надеяться, что оно существует и в других местах. Здесь считается, что если амнион ( или "silly hood" ("дурацкий чепец"), как его называют местные жители) не будет похоронен вместе с тем, кто в нем родился, то покойник вернется, чтобы забрать свой "чепчик". Один предприниматель из этого района сообщил, что однажды ему вручили амнион, который следовало положить в гроб. При жизни покойница бережно хранила этот талисман и очень опасалась, что ее похоронят без него. Она говорила:"Моя мать и моя бабушка родились в "дурацких чепцах", и их души очень долго блуждали после смерти, потому что "чепцы" не были похоронены вместе с ними". Она же не желала блуждать после смерти, а хотела упокоиться в мире. В России точно так же повсеместно распространено поверье, что "чепчик", в котором родился ребенок, является для него знаком удачи. "К числу амулетов принадлежит точно так же и сорочка, в которой родится иногда младенец. Если сорочку эту носить на шее, то будет счастье и удача в течение целой жизни". Обычно "чепчик" или "сорочку" вместе с пуповиной зашивали в ладанку и носили на шее вместе с нательным крестом всю жизнь.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Ребенок, родившийся в "чепчике", будет счастлив в жизни. (Повсеместно).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Ребенок, родившийся в "чепчике", в дальнейшей жизни приобретет дар "второго зрения".
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Тот, кто купит себе чепчик, будет счастлив в жизни и избежит всех опасностей. (Повсеместно).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Тот, у кого есть "чепчик", никогда не утонет. (Повсеместно).