Примета: Воск, оплывающий вокруг свечного фитиля, - могильный саван, предвещающий смерть в семье.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если кто-то захочет узнать по искре от свечи о том, когда именно он получит желанное письмо, пусть стучит по столу, пока искра не упадет. Число ударов - это количество дней, оставшихся до получения письма.
Свеча, предвещающая смерть, имеет весьма неясное происхождение. Иначе обстоит дело со свечами, зажигаемыми около умирающего и при рождении ребенка. Так почему же в сельских районах Британии свеча сделалась защитой для новорожденного ребенка? Ответ на этот вопрос, очевидно, следует искать в римских древностях. Большинство читателей, наверное, слышали о девах-весталках, поддерживавших священный огонь в храме Весты. Веста была богиней домашнего очага, богиней-матерью, дающей потомство скоту и людям. Во многих других странах невесту после свадебной церемонии приводили к очагу, через который она переступала трижды, чтобы стать способной к деторождению. Когда славянская женщина хотела иметь ребенка, она держала перед собой сосуд с водой, а ее супруг бил по горящим" дровам, пока не начинали лететь искры. Если искра падала в воду, это значило, что огонь дарует супругам ребенка. Сравните этот обряд со старинной линкольнширской приметой насчет женского фартука, прожженного выше колен, - в этом случае женщина тоже будто бы должна родить ребенка. Таким образом в суевериях сохранились остатки преданий о зачатии от огня, в результате которого родились римские цари. Но вернемся к свече. Свеча - это огонь, а огонь был частью ритуала служения Весте, римской богине-матери. Огонь защищал новорожденного ребенка, и он должен был избежать нападений злых духов, находясь под защитой Весты. В некоторых районах Англии и наиболее удаленных уголках Франции считалось, что если девушка может раздуть пламя гаснущего свечного огарка, то она - девственница; если же не может - значит нет. Источник этого поверья опять-таки следует искать у дев-весталок. Ни одна из них не допускалась к раздуванию огня, если была нечиста. А жители Дарфуса считали, что при большом пожаре в городе единственное средство остановить огонь - это вывести навстречу пламени немолодую женщину, которая никогда в жизни не совершала прелюбодеяния. Помахав своим платком, она якобы могла погасить огонь. Этот эксперимент, очевидно, был волнующим событием для многих городских мужчин. В Уэльсе, накануне Дня Всех Святых, в самую таинственную из всех "tier nos ysbridion" ("трех ночей духов"), женщины имели обычай собираться в приходской церкви, чтобы прочесть свою судьбу по свечам, которые они держали в руках. Одна исландская легенда повествует о том, как три spae-wives (сивиллы) посетили новорожденного Гестра. Горели только две свечи, и самая юная из сивилл легкомысленно предрекла: "Жить этот ребенок будет до тех пор, пока не догорит вот эта свеча". Самая старшая из сивилл тут же погасила свечу и отдала ее матери новорожденного с предупреждением, чтобы та никогда не зажигала ее, иначе ее сын умрет. Гестр прожил 300 лет, пока не зажег запретную свечу, из-за чего и скончался. Свечи в Ланкашире использовались для защиты от ведьм накануне Дня Всех Святых. Легенда говорит о том, что ведьмы любили собираться в Мэлкин Тауэр, фермерском доме в Пендлском лесу. Ланкаширцы верили, что зажженная свеча помешает им навести порчу. Ведьмы приложат все свои силы, чтобы задуть ее. Если это им удастся, тем хуже для жертвы. Но если пламя будет гореть до полуночи, то все ведьминские козни будут разрушены. У людей был обычай ходить вокруг домов со свечами, чтобы "leet" (отпугнуть светом) ведьм. Тот же самый обычай еще в XIX в. бытовал у крестьян Нортамберленда. В Ирландии существовал обычай накануне Двенадцатой ночи поднимать как можно выше полное сито овса с дюжиной свечей по краям и одной, самой высокой свечой в центре - в память о Спасителе и его апостолах, которые суть свет миру. В старину со свечой была связана еще одна примета: "Если свеча горит синим пламенем, это знак, что в доме или недалеко от дома вьется дух умершего", - другими словами, примета близкой смерти. Дэйвенпорт (1639) записал поверье иного рода: "Если пламя свечи синеет, а пудель шмыгает носом, я вижу, что приближается мороз". Или другими словами: "Если огонь свечи колеблется или задувается без видимой причины, значит, скоро наступят холода". Когда свеча разгоралась с трудом, это предвещало влажную погоду. Если от свечи летели искры и, слегка дымясь, поднимались вверх или если, сгорая, свечной фитиль сворачивался в улитку, все это тоже говорило о приближении влажной погоды. Свеча, поставленная Св. Власию в его день (3-го февраля), считалась хорошим средством для исцеления от зубной боли или для излечения болезней скота. Театральное суеверие, связанное со свечами, гласит, что ни в коем случае не следует зажигать в уборной три свечи одновременно. В XVI и XVII вв. считалось, что существует особая свеча, которая может свести на нет все попытки арестовать или прогнать воров. Эта воровская свеча делалась из жира злодея, который умер на виселице, или из жира новорожденного и даже (это считалось гораздо вернее) нерожденного ребенка. Такую свечу вставляли в "славную руку" (см. примета - славная рука), и, когда она загоралась, все люди, находившиеся в доме, замирали без движения. Согласно поверью, погасить эту свечу можно было только молоком. В XVII в. некоторые разбойники специально убивали беременных женщин, чтобы заполучить нерожденного ребенка. Подобное поверье бытовало у мексиканских индейцев. Они старались добыть левое предплечье женщины, которая умерла, рожая первенца. Эту часть трупа следовало украсть. Считалось, что, если ударить ею по земле перед тем, как войти в чужой дом, никто в доме не сможет пошевельнуться и не вымолвит-ни звука. А разбойники древней Греции верили, что самые злые сторожевые собаки станут безвредными, если вор несет с собой головешку из погребального костра. Блэкфутские индейцы, отправляясь на охоту, старались взять с собой череп, потому что считали, что он сделает их такими же невидимыми, как невидим сейчас тот, кому принадлежал этот череп. Их не увидят даже орлы, и они смогут напасть на них без труда. Подобным же образом сербские и болгарские женщины старались раздобыть медную монету, которая лежала на веках умершего, вымыть ее в вине и добавить этого вина в стакан своему супругу. Выпив такого вина, супруг не будет замечать внебрачных похождений своей жены - он будет слеп, как покойник, с глаз которого были взяты монеты. P. S. Еще одно суеверие, связанное со свечами, бытует в некоторых районах Северной Англии. Здесь считают, что, если зажженую свечу поставить на буханку хлеба и пустить ее в водоем, на дне которого может лежать утопленник, она поплывет по воде и остановится на том самом месте, где он лежит. В этом суеверии пламя свечи представляет собой душу, которая ищет свою бренную оболочку. Свеча - неотъемлемый атрибут всех семейных обрядов русских крестьян: родильного, крестильного, свадебного, похоронного и поминального, а также множества других ритуальных действий. "Особенное значение наш народ придает свечам "венчальным". Свечи эти тщательно сохраняются вместе с иконами в киотах или просто на полках перед иконами. Уже во время самого бракосочетания народ замечает по венчальным свечам, кто из брачущихся скорее умрет. У кого венчальная свеча сгорит более во время бракосочетания, тот скорее и умрет. Во время трудных родов вместе с прочими народными средствами употребляется, между прочим, и зажигание венчальных свеч. Венчальные свечи зажигаются в некоторых местах точно также во время грозы и пожара, чтобы отвратить от дома громовые удары или начавшийся пожар. Такую же силу в некоторых местах народ приписывает свечам "богоявленским" и "пасхальным", т. е. свечам, с которыми стояли в эти праздники (на Крещение и на Пасху) в церкви. "Богоявленские" или же "венчальные" свечи зажигают, наконец, и в изголовье умирающего, когда последний долго мучится в предсмертной агонии. "Четверговая" свеча, т. е. свеча, принесенная из церкви в Великий Четверток, обладает, по народному поверью, способностью уничтожать чары колдунов и прогонять ведьм". "Пасхальная свеча", по влиянию и благодати равносильная с прочими, имеет громадное значение для пастухов, у которых будет сохранно стадо, если в рожок закатан будет воск от этой свечи. "Богоявленская и четверговая свечи", кроме защиты во время грозы, имеют еще особые свойства: первая, как и венчальная свеча, помогает в родах и при смерти, вторая владеет могучею силою уничтожать чары колдунов и лечить лихорадки; ею выжигают на косяках дверей и окон кресты, чтобы злые духи не посещали жилищ. Затем всякая свеча, побывавшая в храме и там купленная обладает магическою силою при разных случаях... ". Множество примет связано с представлениями о перевернутой свече, т. е. поставленной на фитиль и зажженной с "обратного" конца. Так, для того, чтобы наказать непойманного вора, "надо взять восковую церковную свечу, известную всюду под именем "обидящей" ("за обидящего"), и прилепить перед образом оборотным концом для того, чтобы, подобно свечке, стоящей нижним концом вверх, Господь таким образом поворотил душу врага, навел на неизвестного вора такую тоску, чтобы тот раскаялся и возвратил украденное". Подобным образом свечку ставят и с целью приворожить кого-либо. На купленной в церкви свечке предварительно булавкой выцарапывают имя возлюбленного (или возлюбленной), а затем свечку ставят на канун (традиционное место для поминальных свечей). Тот, на кого "поставили" такую свечу, должен начать тосковать по любящему его человеку и искать с ним встреч. Подобный магический прием продолжает бытовать и сегодня: нам известен случай, когда такой способ ворожбы практиковала студентка. Но попытка оказалась тщетной - она так и не смогла привлечь внимание своего возлюбленного. Некоторую аналогию этому магическому действию можно усмотреть в английском способе вызывать возлюбленных с помощью свечи и булавок. В России известен и аналог английской "воровской" свече, изготовляемой из человеческого жира. Так, знаменитый русский этнограф С. В. Максимов писал в 1912 году: "Суеверные фанатики... приготовляют свечи из человеческого жира в расчете, что такая свеча делает обладателя ее невидимым. Вера в эту свечу-невидимку до сих пор так велика, что люди добровольно обрекают себя на законную кару за разрытие могил". Вследствие повсеместно распростаненного запрета плевать на огонь, "не следует задувать горящую свечу ртом, а надлежит загасить ее руками, т. е. замять огонь пальцами".
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Когда рождается ребенок, нужно зажечь свечу, чтобы отогнать злых духов от новорожденного.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Свеча должна гореть, когда человек умирает, чтобы демоны не могли приблизиться к душе умирающего.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Яркая искра от свечи предвещает письмо человеку, сидящему там, куда она упадет.