Примета: Буханка хлеба с ртутью, пущенная в реку, будет плыть по течению и остановится над тем местом, где лежит утопленник. (Повсеместно).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Выходя в море на рыбалку увидеть утонувшую собаку или кошку - дурной знак; рыбаку лучше вернуться домой. (Уитби, Йоркшир).
Весьма прискорбно, но не далее как в 1928 г. в Западной Ирландии люди не захотели спасать утопающего и позволили ему утонуть, поскольку верили, что река или море должны получать по одной жертве в год и вода отомстит тому, кто попытается отобрать у нее эту жертву. Аналогичное суеверие существовало и в Шотландии, где несколько лет назад, когда один мальчик тонул в реке Росс, его братьев заставили отойти прочь от берега. Какой-то старик крикнул из толпы:"Оставьте его в покое! Никто больше не утонет в этом году. Река получила свое". На Оркнейских островах еще пятьдесят лет назад владельцы лодок не просто отказывались выходить в море, чтобы спасать утопающего, но и снимали с лодок весла, чтобы никто другой не смог использовать их для этих целей. Вышеупомянутое гебридское суеверие привело к тому, что всех утопленников, выброшенных на берег, хоронят как можно ближе к ватерлинии, чтобы море смогло забрать их снова. Желание получать жертвы здесь приписывается реке Спей. Суеверие позволяет ей взять одну жертву в год. Река Риббл якобы имеет своего духа по имени Пегги 0"Нелл и на исходе каждого семилетия, в Ночь Пегги, удовлетворяется животным или птицей. Река Тис тоже имеет духа по имени Пегги Поулер. Реку Форт суеверные люди называют "Глухонемой", поскольку она течет очень тихо, Когда-то считалось, что шотландские реки сражаются между собой за человеческие жизни. Это поверье отразилось в следующих стихах:"Прожорливая ДиКаждый год берет по три, А пригожей ДонНе достался ни один. Говорит Тиллю Твид:"У тебя вода стоит!"Отвечает Твид:"Пусть твоя вода спешит, А моя ленится -На одного твоегоДва моих приходится!"На берегах Твида считалось, что прожорливый дух этой реки успокаивается, когда воду и рыбачьи сети посыпают солью; и очень много шотландских пледов было принесено в жертву духу Ди вместо человеческих жизней. На побережье Норфолка считается, что если кто-то утонет в море, то из воды слышится его голос, и это предвещает шквал. То же самое поверье бытует в Норвежских фьордах. Кроме того, следует упомянуть, что нежелание спасать утопающих в связи с аналогичными суевериями отмечено также в Китае, России и на Шотландских островах. Поверье о хлебе и ртути, некогда бытовавшее чуть ли не во всех британских землях, сохранило свою силу до сих пор. Не далее как в 1945 г. на Севере Англии этим способом пытались найти тело человека, пропавшего без вести; а в 1944 г. хлеб и ртуть подтвердили свою эффективность при поисках ребенка, утонувшего в одной из рек Южной Англии. Представьте себе: этим способом зачастую (случайно или не совсем случайно) удавалось установить приблизительное местонахождение утопленника. Есть сведения о том, что аналогичный ритуал с хлебом и ртутью существует у североамериканских индейцев. Источником этого суеверия, очевидно, является библейская цитата о жизни и ртути. Поверье о том, что человек тонет только после третьего погружения, лишено всякого рационального зерна. Завершая речь о духах реки, стоило бы сказать о том, что арабы, завоевавшие Египет, обнаружили там обычай во время ежегодного разлива Нила бросать в реку празднично одетую девушку в качестве жертвы, которую требовала река. В устье реки Бонни (Нигерия) существует опасная песчаная отмель. Много лодок гибнет в этом месте каждый год. В связи с этим местные жители выбирают самого красивого из парней. В назначенный день его отвозят к отмели и сталкивают в воду. Затем лодка быстро удаляется, а его оставляют тонуть, как тонут люди в реках Ирландии и Шотландии. В России до сих пор распространено представление о том, "что смерть на воде утопленникам "на роду написана" и что, если не в тот, то в другой день они все равно потонут". В отличие от "нейтрального" отношения к утопленникам, характеризующего английские поверья, русская народная традиция относится к утонувшим крайне неблагосклонно, считая, что те поступают в распоряжение "нечистой" силы (каковой является водяной). Сама смерть от воды трактуется в народе как Божье наказание. По широко распространенному в деревнях представлению, "утопленник - жертва водяного или русалок. Простой народ говорит, что эти все утопленники не имели креста, купались или в полдень или в полночь, - самое опасное время, потому что русалки или водяной пуще всего в это время дебоширят. Говорят, утопленник сидит на дне реки, или вообще на дне другого какого резервуара или бассейна, на корточках, и как обмерший... хватает неловких водолазов в охапку и тем затопляет их. Искусство нырков или водолазов в этом случае состоит в том, чтобы утопленников брать сзади и за волосы и с ними вместе подняться, то есть вынырнуть к берегу. По рассказам многих ловких водолазов, мастеров своего дела по части исследования русла рек, если они видели утопленника, то непременно в сидячем положении и на корточках, будь то женщина или мужчина. Но когда в утопленнике пузырь лопался, то женщина всплывала по течению реки на спине, а мужчина кверху спиною... Того, кто нарочно утопился, по-старинному, поминать на молитве за упокой считалось за грех для поминающего. Говорят, что вынутого из воды утопленника нужно непременно откачивать, но не класть на землю: если положить на землю замершего, то он непременно умрет, несмотря на разного рода растирания щетками, щекотания и проч. ". "Нежелание спасать утопающих" известно и в России. На Русском Севере запрещалось спасать тонущих, "а то водяной обидится". В Нижнедевицком у. Воронежской губ. о реке Котел, пересохшей к началу XX века, "сложилась легенда, что "река" Котел когда-то могла существовать при условии ежегодных жертв людьми, которые тонули в ней. После того. как в Котле утонул один помещик, родники, из которых река брала свое начало, были заговорены каким-то знахарем и иссякли". В Ярославской губернии "жители береговых селений говорят также: "Лед не пойдет, если на реке не утонет весной 12 человек". Поверье это далеко протянулось вдоль Волги: около Калязина, Углича, Мышкина, Мологи, Рыбинска и Ярославля". "Утопленницы становятся женами водяных, которые старшинствуют вообще над русалками"... Утопленники-мужчины становятся водяными, а женщины - русалками". "Народ верит, что утопленники и удавленники, как умершие неестественной смертью, самим родом своей смерти обнаружили, что они навлекли на себя гнев и наказание Божие. Таких людей хоронить не следует, и погребающие их грешат перед Богом, так как выражают этим противодействие Божественной воле. За это противодействие Бог может послать общественное бедствие, вроде неурожая oи проч(его); чтобы умолить Бога, отвратить гнев его от погребавших и избавиться от общественного бедствия, следует вырыть из могилы эти погребенные тела утопленников и удавленников". "Утопленников и опойцев на меже хоронят. После утопленника - шесть недель дожди... Утопленник - к стуже либо к ненастью". "Кровоподтеки в виде синяков на теле, замечаемые на трупах, вынутых из воды утопленников, служат, по народному мнению, доказательством того, что эти лица побывали в когтях у водяного. Чтобы отыскать тело утопленника и похитить его из объятий водяного, поступают таким образом: берут горшок, кладут в него горячих угольев, сыплют ладану и, прилепив к нему одну или две восковых свечи, пускают на воду. Горшок, проплавав несколько времени по воде, непременно, по народному убеждению, должен остановиться на том самом месте, где лежит под водою труп утопленника". Как видим, несмотря на различия в выборе конкретных предметов, магическое действие, с помощью которого пытались обнаружить тело утопленника - пускание по воде некоего предмета - одинаково в обеих традициях.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Море (или река) возьмет свою жертву. (Западная Ирландия и Шотландия).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Море найдет могилы своих детей во всех четырех концах Вселенной. (Гебриды).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Утопающий не утонет, пока не скроется под водой в третий раз. (Повсеместно).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Утопленник всплывает на девятый день. (Дарем. В других местах обычно упоминается третий день).