Примета: Чтобы матч вышел удачным, самый старший игрок в команде должен, пока футболисты еще не вышли из раздевалки, отпасовать мяч самому младшему, а тот должен его принять.
Этот обычай мы обнаружили в нескольких десятках знакомых футбольных команд;некоторое время он, несомненно, практиковался в футбольном клубе "Лидс Сити". Может быть, сама футбольная игра возникла из какого-нибудь суеверного обычая. Такое предположение было высказано сэром Джеймсом Фрэзером в "The Scapegoat". Когда-то жители нормандского поселка Бокаж в масленичный четверг боролись за обладание большим кожаным мячом, который был набит отрубями. Этот мяч, приносившийся на сельский луг жителем одного из окрестных хуторов, становился предметом соперничества между остальными хуторянами: каждый старался заполучить его на свой хутор. Суть этого ритуала заключалась в том, что победитель непременно будет иметь лучший урожай, чем его соперники. Все это позволяет предположить, что и футбол, пришедший в Шотландию из Нормандии, первоначально разыгрывался с такой же целью. В этой идее нет ничего странного. Вспомните перетягивание каната: на протяжении многих поколений целые села соревновались между собой в этом виде спорта. И каков же был смысл этих соревнований? Ассамские хаси кладут бамбуковый шест поперек ручья и берутся за него с противоположных сторон. Игра, которая заключается в том, чтобы перетянуть шест на свою сторону ручья, должна быть залогом здоровья и процветания на весь год. Жители холмов Читтагонга перетягивают канат на похоронах; одна из сторон олицетворяет собой добро, другая - зло. Та же самая мистерия в аналогичных обстоятельствах разыгрывается в Бирме. Иногда канат тянут в разные стороны "засуха" и "дождь" - если нужно вызвать дождь. И, опять таки, в Ассаме (Индия) через месяц после посева риса тангкулы перетягивают канат, чтобы выяснить виды на урожай. В Корее перетягивание каната проходит в середине первого новогоднего месяца; деревня, победившая в состязании, тем самым якобы гарантирует себе хороший урожай. В Марокко перетягивание каната считается средством воздействия на погоду. У сингалов перетягивание каната совершалось в угоду богине Патине, также обеспечивающей плодородие. А теперь, рассмотрев обычай перетягивания каната в разных странах, вернемся к вышеупомянутой игре в мяч в Бокаже и соседних поселках. Хуторяне сражались здесь не за кожаный мяч, набитый отрубями, а (как вы, очевидно, смогли убедиться) за лучший урожай яблок, который якобы обеспечивался для всей округи выигравшей стороной; и люди верили, что тот, кто победил в игре, превзойдет своих соперников и в сборе фруктов. Таким образом, эта игра, несомненно проистекала из магического ритуала, обеспечивающего плодородие. Однако следует отметить, что древнее британское перетягивание каната, позднее поступившееся своей популярностью некоторым играм с мячом, до сих пор сохраняет тот же смысл, что и в те дни, когда оно было ритуалом для обеспечения плодородия. По крайней мере, победившая команда обычно получает значительную награду.