Примета: Встань перед рассветом и, не произнося ни звука, набери в один кувшин воду из трех потоков, стекающих с плотины. Эта вода имеет волшебные свойства и большую силу. (Уэльс).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Ключевая вода, набранная на Рождество и на Пасху между одиннадцатью и полуночью, превращается в вино. (Уэльс).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Проточная вода, взятая из любого знаменитого источника накануне Иванова дня, весь год остается чистой и свежей и обладает целебными свойствами. (Уэльс).
Последнее поверье - реликт кельтского культа духов воды, существовавших наряду с древесными духами. Оно было популярно в Уэльсе всего лишь одно поколение назад. В конце и в начале XIX в. в Гламоргане и Кармартеншире юноши и девушки имели обычай на Пасху отправляться к ближайшему источнику, набирать воду в кувшины и поливать ею окружающие цветы, травы и кусты. Сделав это, они верили, что удача не покинет их весь год. Во многих частях Уэльса также бытовало поверье, что если завернуться в шкуру только что убитого животного и лечь рядом с водопадом, человек может узнать будущее, если прислушается к шуму падающей воды. В Ирландии считалось, что вода приобретает мистические свойства в день летнего солнцестояния. Например, в Стуле (рядом с Даунпатриком) существовало три источника, около которых накануне летнего солнцестояния совершались покаянные моления, после чего толпы увечных, хромых и слепых людей устремлялись к источникам и ручьям, которые вытекали из них, стараясь смыть свои немощи чудотворной водой, посвященной Св. Патрику, чей престол стоял на высокой горе над холмами, окружавших источники. Все это очень интересно с точки зрения веры в водяную магию. Аналогичные обычаи существовали в Швеции, где считалось, что источники приобретают чудодейственные целебные свойства накануне Иванова Дня. В районе Анджры (Марокко) и Орана люди во время летнего солнцестояния мылись в реках и озерах и купали свой скот, считая, что в этот день вода обладает особой способностью уносить болезни и неудачи. Уэльсцы имели множество суеверий, связанных с водой. Здесь считалось, что деньги, вымытые в чистой дождевой воде, никогда не будут украдены; и что воду, в которой купают ребенка на протяжении первых трех месяцев жизни, нужно выливать под зеленое дерево, иначе ребенок не будет здоровым. Другое поверье гласило, что ребенок, которого купают в дождевой воде, заговорит раньше. И, наконец, уэльские крестьяне верили, что вода, которая долго не закипает, заколдована и, чтобы она закипела, в костер нужно бросить три разных породы дерева. В Северном Тонтоне, рядом с домом, который назывался "Bath" ("Купальня") существовала яма (или бассейн), не наполняемая никаким источником и летом обычно сухая. Об этой яме ходили слухи, будто перед смертью одного из принцев, даже если на дворе жарко и сухо, она до краев наполняется водой, и что это знамение всегда исполняется. Эта история рассказана Бартоном ("Admirable Curiosities"). К сожалению, он ни словом не обмолвился о том, каким образом функционировал этот природный феномен. Вода в мифологических системах народов всего мира "одна из фундаментальных стихий мироздания, первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса". Согласно народному мировоззрению, вода, как и огонь, обладает универсальной способностью очищения. Обливание водой как ритуальное действие, предпринимаемое в качестве очистительного или предохраняющего средства и часто завуалированное под шуточный обычай, было повсеместно распространено в России до 1930-х годов. (В случае засухи в отдельных местах обливание практикуется и в наши дни). В ряде областей обливание приурочивалось к празднику Ивана Купалы. (Ср. английское поверье об особых целебных свойствах проточной воды, взятой "накануне Иванова дня"). Вместе с тем в народном календаре выделялись "определенные дни, когда производится обязательное "обливание водой"... Обливают холодной водой всех, проспавших одну из заутрень на неделе Св. Пасхи (эти заутрени, как известно, совершаются, согласно уставу, "порану"). В некоторых местах, как напр(имер), в г. Весьегонске (Тверской губ.), этот обычай превратился в самостоятельное празднество. Вечером, в день заговенья на Петровский пост здесь разрешается всякого проходящего по улице обливать из окон водой вполне безнаказанно, и если остмотрительный и догадается ходить по середине улиц, то все-таки и здесь он подвергается опасности: из-за ближнего угла на него налетает кучка молодежи с ведрами, наполненными на лучший случай колодезной водой, а то так и квасом и даже квасной гущей. Крики, беготня и смех прекращаются только с закатом солнца. Ради тех же забав, но исключительно направленных молодыми ребятами против девушек, последних обливают водой (в Пошехонском у.) на каждый второй день весенних и летних праздников, в первый день Петровского поста (Моршанский у. Тамбовской губ.), когда не спасают хозяев в избах даже запертые двери, в Чистый понедельник и в день Преполовения". Обливание водой также практиковалось и с целью вызвать дождь. В России было широко распространено купание в природных источниках с целью выздоровления по определенным дням (например, в 10-ю пятницу после Пасхи, накануне Иванова дня - в день Аграфены-купальницы (6 июля), на праздник Господнего Преображения (Яблочный Спас, 19 августа) и др.). Точно так же ирландцы старались "смыть свои немощи чудотворной водой, посвященной Св. Патрику". Кстати, повсеместно был распространен обычай "купанья в морозные дни в крещенских прорубях всех, надевавших на себя личины на святках", т. е. тех, кто рядился и надевал маски. Очищающую силу воды русские знахари использовали в многочисленных заговорах и обрядовых действиях от болезней скота и людей. Большинство заговоров читалось на воду. Чаще всего ее добывали каким-либо особенным способом, например, брали воду из того места, где два (а еще лучше три) ручья сливаются в единый поток. (Ср. уэльское поверье: вода, "из трех потоков, стекающих с плотины... имеет волшебные свойства и большую силу"). Магия воды в русской народной культуре нередко совмещалась с использованием атрибутов православной церкви. Так, "при болезни домашних животных или в виду какой-либо неприятности окачивают водою крест или медный образок, стараясь спускать эту воду на уголья, облепленные воском и ранее опрыснутые богоявленскою водою; в то же время читают про себя самодельные молитвы и кропят и поят тех, кто нуждается во врачебной помощи". В случаях болезни русские крестьяне ходили просить прощенье у воды (как и у земли). "Обычай этот покоится на том убеждении, что вода мстит за нанесенные ей оскорбления, насылая на людей болезни. Поэтому, чтобы избавиться от таких болезней, на воду опускают кусочек хлеба с низким поклоном: "Пришел-де я к тебе, матушка-вода, с повислой да с повинной головой - прости меня, простите и вы меня, водяные деды и прадеды". - Отступая по одному шагу назад, до трех раз повторяют этот приговор с поклоном и во все время заклинаний стараются ни с кем не разговаривать, не оборачиваться и ни одного раза, конечно, не налагать на себя крестного знамения. В вологодских краях верование в чары воды, без участия церковного ее освящения, приурочивается даже к Великому Четвергу, когда большуха-хозяйка, почерпнувши воды из колодца, святит ее тем, что опускает в ведро "серебрушку" (непременно серебряную монету) и умывает ею ребят своих для здоровья... Редкое гаданье обходится без того, чтобы вода не играла в нем существенной роли". Умение гадать на воде - "ремесло, (которое) на роду не приходит, а только передается. За передачею женщины прибегают к знахарю или старой колдунье. Знахарь требует посулов: штоф вина, скатерть, две рубашки, кушак и полотенце. Это все заранее приносится, потому что требование знахаря известно всему селению. Знахарь становит будущую водогадательницу к загнетке, накрывает лицо полотенцем, ставит на стол мису с водою, садится на лавке и дует на воду; потом снимает полотенце с водогадательницы. Наговоренная вода выливается под верею, а в мису вливается вино. Знахарь, накрывший мису скатерью, приказывает, чтобы она явилась "во саму утренню зорю". Водогадательница является не с пустыми руками, а с двумя штофами вина. Здесь уже знахарь научает водогадательницу всем премудростям. Русские водогадательницы всегда избирают один день в неделе: четверг, а другие предпочитают понедельник... Русские люди водогадание распространяют на многие виды; но его, по большей части, употребляют для открытия похитителей, в наших степных селениях. Там, где случилось похищение, собирают подозрительных людей, призывают грамотного, пишут имя каждого на особенных лоскутках, ставят на стол огромную чашку с водою. Ворожея берет записки и бросает по одной в воду. Чья именная бумажка выпрыгнет из воды, тот признается виноватым". Таким образом чистая и священная стихия воды как бы не принимает даже имени вора. "Почти невозможно найти в деревенских избах тех сосудов, в которых хранится питьевая вода, не покрытыми, если не досчатой крышкой или тряпицей, то, на крайний случай, двумя лучинками, положенными "крест-накрест, чтобы чорт не влез". Народная легенда "повествует, что один Святой подвижник (по преданиям Поволжья, Андрей Блаженный) встретил беса, всего выпачканного. - Иди, обмойся водой речной, - посоветовал Святой, - что ты таким пакостным ходишь?- К реке меня не пускает ангел, а велит идти в ту первую избу, где стоит не покрытою кадка с водой и не ограждена она крестным знаменем. Туда я и иду. Мы все там и всегда обмываемся". Большой популярностью у русского народа и сегодня пользуются колодцы, ручьи, ключи, "которые, сохраняя за собой общее название "прошей", не признаны церковью, но признаются народом за святые, и к которым народ сходится в известные дни на богомолье... Здесь издревле искали прощения и отпущения, т. е. духовного и телесного освобождения от внутренней душевной тяготы и от внешних телесных повреждений, и именем "прощенника" до сих пор зовется всякий чудесно выздоровевший или исцеленный на святом месте... По народным представлениям, прощи находятся под особым покровительством Св. "Пятницы" - не той Св. мученицы греческой церкви, пострадавшей за Христа при Диоклетиане в Иконии, в 282 году, которую вспоминает церковь православная 28 октября (10 ноября по н. ст. ) под именем Параскевы, нареченной Пятницей, а иной, особенной, своей, и поныне обретающейся в живых и действующей". В России "среди олонецких озер существуют такие, которые временно исчезают, не бесследно, хотя иногда на долгие сроки, но всегда с возвратом всей вылившейся воды в старую обсохлую котловину". (Ср. схожее природное явление, наблюдаемое в Англии, в Северном Тон-тоне). Русское народное мировоззрение объясняет феномен уходящей и возвращающейся воды тем, что водяной - хозяин подобного озера - проигрывает в карты другому, более хитрому и сильному водяному "и воду, и рыбу, а затем и себя самого... Проигравшись в пух, он и уходит (к выигравшему водяному)... зарабатывать проигрыш и живет в батраках, пока не очистится. Когда исполнится договорный срок, он возвращается в свое логовище с водой и обзаводится новой рыбой".