Примета: Взбей воронью кровь вместе с вороньим сердцем и выпей. Делай так девять дней, и болезнь ослабнет.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Свяжи три шерстинки, взятых у молочно-белой борзой, и повесь их как талисман на шею больному. Это убережет его от припадков.
В первую очередь - об омеле; следует вспомнить, что во времена друидов омела считалась универсальным лекарством; именно так дословно переводится название омелы во всех современных кельтских языках Бретани, Уэльса, Ирландии и Шотландии. То, что она способна излечить падучую болезнь (эпилепсию), было признано и во многих других странах. Так, в Швеции считалось, что эпилептик может избежать припадков, если будет носить с собой нож с рукоятью, сделанной из омелы; в Германии кусочки омелы вешали вокруг шеи больного. Омелу как средство от падучей болезни рекомендовали не только неграмотные крестьяне, но и медицинские светила старой Англии и Голландии вплоть до XVIII в. Источник мнения об омеле как о действенном средстве против падучей болезни, очевидно, заключен в том, что это растение, которое коренится на ветвях других растений, не может упасть на землю. Таким образом и человек, подверженный припадкам, не упадет на землю до тех пор, пока носит с собой кусочек омелы. Кроме того, это суеверие могло быть связано с классической легендой о смерти Бальдра. Альтернативным способом лечения эпилепсии считалось перенесение этой болезни на какое-либо живое существо или неодушевленный предмет. В связи с этим можно вспомнить черного петуха, которого следовало закопать живьем. Неодушевленным предметом, наиболее часто ассоциировавшимся с эпилепсией, был гвоздь. По словам Плиния, его следовало вбить в землю на том самом месте, где упал больной. Достаточно странно, но этот обычай не имел распространения в Британии. Суеверие, связанное с церковной полукроной, было наиболее популярно на севере Англии. Еще в 1890 г. священников часто просили позволить обменять тридцать пенни на полукрону из блюда для пожертвований, чтобы из этой монеты сделать кольцо для больного. В 1870 г. викария Данби просил об этом один богатый фермер, который полагал, что этот перстень улучшит его здоровье. Серебряные кольца, сделанные из монет, пожертвованных церкви, все еще хранятся во многих домах в Форест-оф-Дин. В забавной старинной бухгалтерской книге, которую мы видели несколько лет назад, есть следующая запись: "Бедной женщине в Бартоне, страдающей припадками, на покупку серебряного кольца... 1 пенни". Жертвователем в данном случае был образованный человек из графской семьи. А Бартон - это поселок в Линкольншире. А вот ирландское средство от эпилепсии. Оно датировано XV веком и хранится в Королевской Ирландской Академии. "Никто не должен прикасаться к припадочному, кроме человека, владеющего этими чарами:Пусть возьмет пучок неотбеленной льняной пряжи и обвяжет его вокруг пациента, затем острижет волосы больного и ногти на его руках и ногах. Затем все это нужно собрать и сжечь вместе с льняной пряжей. Пепел следует разделить на две кучки, после чего пациента кладут на земле между, на спину или навзничь, и вырывают две ямки - одну в головах, одну в ногах. В эти ямки высыпают разделенный пепел, а поверх всего кладут зубец от бороны и оставляют на сутки. После чего падучая болезнь закапывается навсегда на этом месте и никогда не выйдет снова, если кто-то не выкопает пепел и железо". Кроме того, существует множество ирландских рецептов с применением трав и пластырей. Среди них есть и такие, которые имеют определенную ценность с точки зрения современной медицины. По этой причине мы не будем упоминать их в "Энциклопедии суеверий".
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Сделай больному прижигание вдоль головы раскаленным церковным ключом, и он исцелится. (Ирландия).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Чтобы избавиться от эпилепсии, пей отвар из омелы. (Линкольншир).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Чтобы излечиться от эпилепсии, нужно носить кольцо, сделанное из полукроны, которую пожертвовали в церкви в день Святого Причастия. (Повсеместно).