Примета: Волосатая грудь - признак силы. (Повсеместно).
Общеизвестен обычай, связанный с шерстью собаки, которая укусила человека. Однако не все знают, что истоки этого обычая находятся в соответствующем суеверии. В "Notes and Queries" (T. V, стр. 581) помещено следующее письмо из Сейлопа:"Несколько дней назад я заметил что мой старый слуга сует что-то в ухо одной из моих коров. Расспросив его, я выяснил, что это были шерстинки с хвоста теленка, которого забрали от матери вчера утром. Мясник посоветовал остричь их, "чтобы корова забыла своего теленка". Я собирался написать об этом в "Notes and Queries", но, подумав, решил, что это едва ли будет кому-нибудь интересно. Однако сегодня вечером я обнаружил в свежей газете следующее сообщение: "На прошлой неделе в Олдене одна женщина, будучи укушена собакой, посетила ее владельца и потребовала у него некоторое количество собачьей шерсти, чтобы укус прошел без дурных последствий". В окрестностях Беркемстеда (Херефордшир) на перекрестке двух дорог стояло несколько дубов, которых называли "крестовыми дубами". Они использовались для лечения от лихорадки. Больной должен был приколоть к дереву прядь своих волос, а затем мотнув головой, оставить волосы дереву. Считалось, что таким образом он передавал дереву свою лихорадку. Но наиболее забавен (и, быть может, наиболее примечателен среди всех британских суеверий) обычай многих старых женщин из Дарнкомрата (Ирландия). Буквально понимая стих Святого Писания о том, что все волосы на голове человека сосчитаны, они собирают все остриженные волосы (и все очесы) и хранят их под стрехой, веруя, что в день Страшного Суда у них потребуют отчета за каждый волосок. Здесь стоило бы на мгновение отвлечься и вспомнить о древних перуанских инках. Они весьма тщательно хранили свои остриженные волосы и ногти, пряча их в углублениях стены. Гарсилассо де ла Вега писал, что на его вопрос о причинах такого обычая один индеец ответил: "Знай, что все умершие когда-нибудь воскреснут, и их души восстанут из могил вместе со всем, что когда-то принадлежало их телам. Поэтому, чтобы не искать своих волос и ногтей в этот день, когда повсюду будет царить суматоха и беспорядок, мы складываем их в одно место". Таким образом, сами того не ведая, пожилые дамы из Дарнкомрата имеют неплохих сторонников. Кроме того, аналогичный обычай бытует у армян, эстонских крестьян и у моавских арабов. Другое суеверие, широко распространенное в XVI и XVII вв., заключалось в том, что волосы и ногти следовало закапывать в укромном месте. Иначе они могли попасть в руки ведьмы, которая была способна с их помощью нанести вред их бывшему владельцу. Что же касается птиц, которые будто бы уносят волосы в свои гнезда и жутких последствий этого события: данное суеверие распространено не только у нас и в других странах Европы, но и у южно-индийских тода. Они прятали - и до сих пор прячут свои остриженные волосы в кустах и скальных отверстиях, чтобы их не нашли вороны и не использовали для строительства гнезд. Таким образом, мы снова находим британское суеверие у племен, которые не имели никакой связи с народами Британии. Обычай стричь волосы в те дни, когда луна растет, проистекает из теории, что волосы, ногти и злаки быстро растут вместе с луной; когда же луна убывает, они замедляют свой рост. Поэтому считалось, что волосы, которые подстригают в дни убывающей, луны, вылезут и пропадут. Шотландские горцы, кроме того, считали, что семена, посеянные в дни растущей луны, дадут лучший урожай. В Корнуолле считалось, что рыжеволосый человек никогда не собьет хорошего масла. "Рыжее" масло якобы всегда будет иметь какой-то специфический привкус. В старину в Шотландии существовал обычай "трясти волосами", чтобы наслать на человека болезнь или распространить ее среди людей. Считалось, что этим занимаются ведьмы. Поэтому встретить женщину с непокрытой головой было чрезвычайно дурной приметой. Вот протокол обвинения против некоей Бесси Скибистер, которая якобы нанесла увечье Маргарет Муди, чья корова потравила ей хлеба. Маргарет заявила, что Бесси "сидела там и распустила свою косу, и после этого я сильно заболела и так и не выздоровела, потому что она наслала на меня проклятие". Судебный протокол (от 21 марта 1633 г.) свидетельствует, что судьи признали обвиняемую виновной в "распускании косы, трясении волосами и заболевании Маргарет Муди". Волосы в поверьях народов всего мира метафорически замещают голову и, следовательно, самого человека. Например, в России "при крещении наблюдают:потонут или нет волосы ребенка, остриженные и закатанные в воск. Если да - то. ребенок умрет, если нет - то он будет жить долго". Хорошие, густые волосы символизируют крепкое здоровье и счастье. Так, "видеть себя во сне с длинными волосами - к удаче; и, наоборот, видеть себя остриженным - к болезни или к какой-нибудь неприятности". "Дети, родившиеся с большими волосами на голове, будут богаты и счастливы". Точно так же в обеих культурах совпадает представление о людях, у которых руки и ноги покрыты густыми волосами. В России такие люди считаются счастливыми и счастье их так же связано с деньгами: "Если у кого руки или ноги волосаты - это очень хорошо: богачом будет, а если у девки руки волосаты - богато в замужестве будет жить". Мужчины "с волосатой грудью", в представлениях даже современных девушек, отличаются особой страстностью. (Ср. английское поверье "волосатая грудь - признак силы"). Возможно, все эти поверья содержат в себе далекий отголосок древнего представления о благоприятном воздействии какого-либо животного-тотема или языческого божества, представляемого получеловеком-полузверем. Ведь "волосатая рука" как знак счастья фигурирует и в русских гаданиях. В то же время представление о неблагоприятном воздействии "голой" руки проявляется не только в гаданиях, но и во многих обрядовых действиях: во время сватовства мать невесты кладет хлеб на стол обязательно "покрытой" рукой (т. е. берется за него через передник или рушник), иначе у молодых не будет вестись скот ; когда зажинают первую прядь пшеницы, то серп держат через фартук - не "голой" рукой ; когда покупают скотину, то за "повод от узды или конец веревочки" не берутся "голой" рукой, а "перекладывают из полы в полу". С волосами как в английской, так и в русской традиции связано множество запретов, имеющих цель предохранить человека от болезни или воздействия нечистой силы. Так, в России до сих пор повсеместно распространен запрет бросать остриженные или вычесанные волосы на ветер. Их могут унести в свои гнезда птицы, и тогда у человека будет болеть голова. (Ср. английские поверья о появлении сыпи на голове и об остриженных волосах, унесенных ветром). Точно так же бытует запрет и на бросание волос в огонь - "будет болеть голова" (в отличие от английского гадания, которое определяет продолжительность жизни человека по тому, как горят его волосы в огне). Ворожеи бросают волосы парня в огонь, "чтобы он целый год ходил как потерянный". Аналогично тому, как поступали "старые женщины из Дарнкомрата (Ирландия)", в России "волосы и ногти хранить было в обычае у некоторых суеверов, которые думали, что на том свете придется за каждый волосок отдавать отчет". И в наши дни пожилые люди в русских деревнях собирают ногти и волосы, а в ряде мест считают, что "старым и ногти, и волосы не положено стричь. Говорили, что на том свете мы на горку будем лезть, вот будем лезть, попираться чем будем, если ногти стричь?". Любопытно, что запрет стричь волосы и ногти точно так же распространяется народной традицией и на детей до года. В России повсеместно считалось, что "особенно нельзя женщинам стричь волос, раньше никогда не стригли. А мужчинам - только в кружок, а женщинам вообще нельзя". В настоящее время повсеместно сохраняется запрет стричь волосы беременным. Являясь своеобразным "замещением" человека, волосы играют существенную роль в лечебной, любовной и вредоносной магиях во всех народных культурах. Например, "взять выдернуть у девушки из головы с корнем волос и оный завязать узлом и носить при себе, а девушка та будет поражена к тебе любовью страстно". (Ср. английские поверья об укусе собаки; волосах, оставленных дубу, с целью избавления от лихорадки; требование закапывать волосы в укромном месте и пр.). Интересно, что обе культуры в качестве объектов поверий подчас выбирают одни и те же действия и признаки, связанные с тем или иным предметом. Так, волосы, низко растущие на лбу, привлекли внимание как англичан, так и русских. Но если в первом случае эта особенность трактуется как признак долголетия человека, то в русской физиогномике низко растущие волосы "указывают", что их обладатель не отличается большим умом: "У кого волос низко растет - тот мужик недалекий, а если лоб большой, высокий - то это мужик умственный". . Если прядь волос остается непричесанной, это означает предстоящую дорогу. Последнее поверье бытует и сегодня как в городах, так и в сельской местности. Волосы в народном сознании нередко ассоциировались с телесным "низом", поэтому вплоть до начала нашего столетия в России практически повсеместно женщине (как существу более "греховному") возбранялось появляться на людях с непокрытой головой, а в ряде мест - запрещалось показывать из-под головного убора даже прядь. Волосы женщины дозволялось видеть только ее мужу. Поэтому, женщина, появляющаяся на людях с распущенными волосами, доступными для всеобщего обозрения, воспринималась или как блудница, или как ведьма, что вобщем-то являлось понятиями сопряженными, так как в суевериях всех народов ведьма отличается активным сексуальным поведением. (Ср. английское суеверие о ведьме, трясущей волосами). До сих пор пожилым населением сельской России распущенные женские волосы ("ходить в растрёпку") трактуются как признак, указывающий на ведьму. "Если на голове появится перхоть, у тебя впереди будет много горя... Если в голове или бороде появится в первый раз седой волос, то не вырывай его- это твое счастье. Если перхоть появится на голове сзади, то, значит, у человека было много горя, но оно прошло". Рыжий цвет волос, согласно народному поверью, указывает, что их обладатель - колдун).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если волосы на лбу растут низко, а на висках высоко - это значит, что человек будет жить долго. (Девоншир).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если волосы тлеют и не хотят гореть в огне - это знак приближающейся смерти. (Дарем).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если остриженные волосы унесет ветер и они попадут в пустое гнездо, у человека, которому они принадлежали, будет болеть голова. (Шотландские горцы).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если птицы найдут твои остриженные волосы и унесут их в свое гнездо, у тебя на голове появится сыпь. (Суссекс).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если сорока унесет твои волосы к себе в гнездо, ты умрешь не позже, чем через год и один день после этого.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если человек находится в море, его сестре нельзя стричь волосы ночью. (Шотландские горцы).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если чьи-то волосы бросить в огонь, и они загорятся ярко - это знак, что он будет жить долго. Чем ярче пламя, тем дольше жизнь. (Дарем).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Стриги волосы, когда луна растет. (Повсеместно).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Человек с волосатыми руками и ногами когда-нибудь непременно разбогатеет. Он "рожден, чтобы быть богатым". (Мидленд).