Примета: Чтобы исцелить глухоту, постоянно натирай уши жиром угрей, но при этом следи, чтобы угри были свежими. (Ирландия).
Очень трудно понять, почему именно жир угрей избран для исцеления глухих ушей. В большинстве подобных случаев чары основываются на вере в гомеопатическую магию. Например, мексиканские тарахумары, собираясь бежать наперегонки, привязывают себе на спину оленьи копыта, считая что это сделает их такими же быстроногими, как олени. Чероки, собираясь играть в мяч, натирают свое тело кожей угря, чтобы стать такими же верткими и скользкими, как эта рыба. Но мы не можем найти никаких объяснений гомеопатической теории о связи жира угрей с улучшением слуха: ведь каждый, кто видел угрей, знает, что у них нет ушей. В России "желающие исцелиться от глухоты идут в первый день Пасхи на колокольню и здесь, во время звона, становятся под большой колокол". Пасхальный благовест обыкновенно был слышен за несколько верст от церкви. Колокольный звон как бы "пробивал" привычную сельскую тишину, "преодолевая" большие расстояния. Глухота народным сознанием уподобляется той же "внутренней" тишине, в которую всегда погружен больной. Таким образом мощные удары большого колокола, оповещающего мир о наступившем "величайшем из христианских праздников", должны были исцелить больного, "пробив" его глухоту. В народной медицине от глухоты практиковались и разнообразные средства животного "происхождения": "1) Аще человек оглохнет, возьми воронову желчь и пусти в уши. 2) Сала свиного, да сала курячья, да соку лукового укапливай в ухо и услышит. 3) Возьми молока сучья и укапливай трижды в ухо".