Из глубины веков » Упанишады » Амрита-Нанда-Бинду Упанишада
Часть первая
- Изучив Писания (шастра) и много раз повторив (их), разумный, Высшее Благо (брахман) узнав, затем их отбросит, как головню (от факела, когда стало светло).
- Затем, взойдя на колесницу слога ОМ, (он) следует по стопам Брахмы, колесничим (своим) сделав Вишну и почитая высшим Рудру.
- Но (когда) достигают на колеснице нужного места, колесничий останавливает колесницу и седок, колесницу оставив, уходит.
Часть вторая
- (Так), оставив размер (звука), род, положение, беззвучным «М» лишенного признаков звука тончайшего состояния, поистине, достигают.
- (Оставив) звук и прочие объекты пяти чувств, а также слишком непостоянный ум, следует мыслить о Самом сияющем - это зовут пратьяхарой.
- Пранаяма, затем дхарана, пратьяхара и дхьяна, также тарка и самадхи - зовутся шестичастной йогой.
- Как при расплавлении золотой породы сжигается примесь - так произведенное чувствами загрязнение (доша) сжигается удержанием праны (прана-дхарана).
Часть третья
- Управлением пранами в теле (избавляются) от расстройств, дхараной от скверны, а пратьяхарой вместе с дхьяной - от неблагих свойств (килбиша) (то есть от кармических следов отрицательных эмоций).
- Так как (этим) скверна, подлежащая удалению, уничтожается, сиятельным (ручира) (синоним кумбхакиу)) (упражнением) следует заниматься. Удаление, двух ветров привлечение и Сиятельное - три управления дыханием, сказано.
- Удаление, наполнение, задержка (кумбхака) (дыхания, соединенная) с трехразовым произнесением ОМ, возглашениями (вьяхрити) и гаятри вместе с Головной (ширас) (мантрой) - это управлением праной зовется.
- (Когда) пространство, (где) предстоит поднять воздух, опустошая, доводят до полной пустоты - это, говорят, признак речаки (то есть «удаление» воздуха, третий и последний момент пранаямы).
- (Когда) человек всасывает набираемый воздух, (словно) стеблем голубого лотоса воду, - таков признак пураки.
- (Когда) ни при вдохе, ни при выдохе члены не движутся, это состояние, сказано, - признак кумбхаки.
- (Когда), как слепой, видят формы, как глухой, слышат звуки, как чурбан, видят тело - таков признак успокоения.
- Мыслящего ум и намерение вытканными на Самом и Самого удерживающего так удержанием (внимания) провозглашают мудрым.
- Раздумье об источнике рассуждением (тарка) зовется, обретенная ровность мысли - как самадхи известна.
- (Устроившись) на земле, на сидении из (травы) дарбха, в приятном, лишенном всех недостатков (месте), сотворив мысленную защиту, шепча по многу раз (мантру), удерживая Лотосную (падмака), или Счастливую (свастика), или Бодрую (бхарра) позу, обращенный лицом к северу, неподвижный, одним пальцем (поочередно) закрывая ноздри и втягивая воздух, пусть удерживает (и при этом) только огонь и звук воспринимает.
- Один лишь слог ОМ произнося разнообразно, «Благо» - говорят этой дивной мантрой.(Затем) следует удалить воздух.Пусть (упражняющийся) делает это, пока не освободится от нечистоты.
- После размышляющий так, как сказано прежде, мудрый (будха), знающий мантру, (преодолеет) сначала плотное, (а затем) и тонкое (тело), от пупка вверх (поднимая звук и огонь).
- Пусть, избегая взгляда по сторонам, вверх и вниз, находящийся в неподвижности и не дрожащий, всегда упражняется в йоге великий отшельник.
- Так удерживается семь или восемь мер времени длительность дхараны, но йога требует 12 мер, говорится.
- Внизу проявляющийся беззвучный (звук), лишенный гласных, согласных, горловых, носовых, губных, обоих видов конечных «х», - неразбиваемый (акшара) (слог), который никак не разбить.
- Кем это умение достигается, тем прана постигается.Всегда следует повторять (этот) путь, который проходит (через) врата сердца, врата воздуха и врата головы, затем высшие врата освобождения: впадину и круглое отверстие.
- Пусть упражняющийся всегда избегает страха, гнева, лени, пересыпания, переедания и недоедания.
- Этими правилами, повторяемыми всегда постепенно, возникает самопознание в три месяца, несомненно.
- На четвертый - дивных (богов) увидит, на пятый - (подходит) широкой поступью (и) в шесть месяцев, несомненно, искомое состояние Обособленности (кайвалья) обретает.
- Пять мер (принадлежит) Земле, четыре - Воде, три меры - Огню, Ветру - две,
- одна мера - Пространству, но мыслит пусть о безмерном (аматра), совершив умом соединение, пусть в себе Самого постигнет.
- (Область распространения) праны в 30 пальцев, где прана, пранами обусловленная, называется праной. Это внешнее поле праны, (внутреннее же поле) дыхания (нишваса) (распространяется) день и ночь на 19 миллиардов 300 миллионов 100 тысяч и один (палец), согласно источникам.
Часть четвёртая
- Первая - прана, ее место - в сердце, апана же - около ануса, самана - в пупковой области, удана находится в горле, вьяна, вседарящая, - по всем членам распространяется.(Теперь) - пять цветов праны и прочих (будут) названы по порядку:
- прана - кровавого цвета, с драгоценным рубином схожа, апана - в ее середине, подобна цвету (желтой) индрагопы.
- В середине тех двух - самана, прекрасная, белая, словно коровье молоко, удана желтовата, а вьяна подобна огню.
- Разомкнув этот круг, (кто) воздух ведет к голове, где бы ни умер, тот не родится больше, тот не родится больше.
Так заканчивается великая Амрита-Нанда-Бинду Упанишада.
Информация