Я объясню знание Ваджрасучи - разрушение незнания,
Противодействие лишенным знания, украшение тех, чей глаз - знание.
Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры - вот четыре варны. Среди этих варн, согласно речениям вед, брахман - главный; так сказано в смрити. И здесь следует рассуждение: Кто же именно такой брахман? Жизненное ли начало? Тело ли? Порода ли? Знание ли? Деяние ли? Благочестие ли?
Первое (положение) здесь: "Жизненное начало - брахман". Это не так, ибо неизменно жизненное начало в различных телах - прошлых и будущих. В силу действий возникают различные тела, хотя жизненное начало едино и неизменно во всех существах. Поэтому жизненное начало - не брахман.
Далее: "Тело - брахман". Это не так, ибо, состоя из пяти элементов, неизменно (по своей природе) тело у всех людей, вплоть до чандал. И благодаря зрелищу старости, смерти, добродетели, порока и прочих общих (людям свойств, а также) от отсутствия определенности брахман (представляется существом) белого цвета, кшатрий - красного цвета, вайшья - желтого цвета, шудра - черного цвета. Ведь (люди), начиная с сыновей, сжигают (тела) отцов и других (родичей) и причастны к убийству брахмана и прочим грехам. Поэтому тело - не брахман.
Далее: "Порода - брахман". Это не так, ибо существует много великих риши разного происхождения, из родов, отличных от людского. Ришьяшринга рожден от газели, Каушика - из травы куша, Джамбука - от шакала, Вальмики - из муравейника, Вьяса - от девушки-рыбачки, Гаутама - из спины зайца, Васиштха - от Урваши, Агастья - из сосуда - так учит священное предание. И среди них занимают высшее положение многие даже лишенные (знатного) происхождения риши, проявившие (свое) знание. Поэтому порода - не брахман.
Далее: "Знание - брахман". Это не так, ибо существует многих кшатриев и прочих (людей) - мудрых, постигших высшую истину. Поэтому знание - не брахман.
Далее: "Действие - брахман". Это не так, ибо очевидно, что всем существам свойственны действия - начатые, накопленные и предстоящие. Будучи побуждаемы (прежними) действиями, творят люди (свои) дела. Поэтому действие - не брахман.
Далее: "Благочестие - брахман". Это не так, - ведь существует много кшатриев и прочих (людей), отдающих золото. Поэтому благочестие - не брахман.
Так кто же именно такой брахман? - Тот, кто непосредственно, словно (плод) амалаки в (собственной) ладони, постигнув Атмана - недвойственного; лишенного (различий) рождения, свойств и действий; свободного от шести волн (страдания), шести состояний и всех недостатков; истинного, знающего, блаженного и бесконечного по своей сущности, самого по себе лишенного различий, основу совершенного порядка, пребывающего внутренним правителем всех существ; словно пространство, пронизывающего (все) изнутри и извне; всецело блаженного по природе, неизмеримого, познаваемого лишь переживанием, проявляющегося непосредственно, - (постигнув его) благодаря достижению своей цели, свободен от привязанности, страсти и прочих недостатков, наделен спокойствием и прочими достоинствами; свободен от зависти, жажды, надежды, ослепления и прочих состояний; пребывает в мыслях, не затронутых обманом, самосознанием и прочим. Кто обладает названными свойствами, тот, поистине, брахман. Таков смысл шрути, смрити, пуран, итихасы. Нет иного пути к достижению брахманства. Да станет он Брахманом - Атманом, (состоящим из) бытия, сознания, блаженства, недвойственным; да станет он Брахманом - Атманом, недвойственным!