Гуру Шри Ним Кароли Баба был великим бхакти-йогом современности. Шри Ним Кароли Баба, умер 11 сентября, 1973, Вриндаван, Индия - также известен как Махарадж-джи - индийский гуру, преданный Ханумана. Он был духовным учителем многих иностранцев, вчастности - американцев, посетивших Индию в 1960-х - 1970-х годах и сделавших известным его имя и на Западе. Наиболее известными его учениками были Рам Дасс и Бхагаван Дас, а также музыканты Кришна Дас и Джай Уттал. В возрасте одиннадцати лет он оставил дом и поначалу прожил семь лет в ашраме, где получил вишнуитское посвящение. Впоследствии он перебрался в деревню Ним Кароли, где долгое время прожил в пещере, не замечая в медитации ползающих по телу змей. Имя Рамы не сходило с его уст, а хотя он поклонялся Хануману, жители считали его не просто преданным, а самим Хануманом в человеческой форме. Всю дальнейшую жизнь он пространствовал, никогда не оставаясь в одном месте подолгу. Хорошо известен эпизод, когда его высадили из поезда, который смог тронуться в путь только после того, как его пригласили снова занять место. Он повсюду был окружен почитателями, допуская к себе верующих всех религий и творя подлинные чудеса в их судьбах. Вместо одежд санньясина он носил мирское белое дхоти и заматывался по местному индийскому обычаю в плед, прослыв в народе как «старик в одеяле». Даже когда стали возникать его собственные ашрамы и храмы Ханумана, Баба не задерживался в них, вскоре передавая управление своим преданным. Он оставил сей мир в 1973 году, но его чудотворное влияние продолжается.
Не существует достоверных данных о дате рождения Ним Кароли Бабы, а также о ранних годах его жизни. Он родился как Лакшми Нараян Шарма в Акбарпуре, Фирозабадского района индийского штата Уттар-Прадеш. Когда ему было 11 лет, его родители устроили свадьбу мальчика. Будучи ещё юношей, он оставил дом и странствовал по всей Северной Индии как садху. В это время он был известен под многими именами, такими как Лакшман Дас Ханди Валлах Баба, и Тикония Валла Баба. Когда он проводил тапасью и садхану в Бавание, Гуджарат, он был известен под именем Таллаия Баба. Во Вриндаване, местные жители называли его Чаматкари Баба. Многие почитали его как святого.
Ним Кароли посвятил всю свою жизнь практике бхакти-йоги, и называл служение другим (севу) наивысшей формой беспричинной преданности Богу. В книге «Чудо любви», написанной его учеником Рам Дассом, преданный по имени Анджани рассказывает следующее: Невозможно написать его биографию. Имеется очень мало фактов и очень много историй. Похоже, что он был известен под разными именами в различных частях Индии, то появляясь, то исчезая на протяжении многих лет. Его западные последователи последних годов зналиего как Ним Кароли Баба, но в основном как «Махарад-джи» - прозвище, которое настолько часто встречается в Индии, что часто можно услышать, как им окликают продавцов чая. Вообще, как он сам о себе и говорил, он был «никем». Он не давал лекции; учил он посредством наикрадчайших и наипростейших историй. Обычно он сидел или лежал на деревянной скамейке, закутанный в одеяло, в окружении небольшого числа последователей. Посетители приходили и уходили; им давали пищу, несколько слов, кивок головы, похлопывание по голове или по спине, и отсылали прочь. Были сплетни и хохот, так как он любил пошутить. Давались указания по управлению ашрамом, обычно в виде пронзительного крика через весь двор. Иногда он и молчал, погружённый в другой мир, который мы не могли видеть, но блаженство и умиротворение волнами окатывало нас. То, кем он был, было не более чем общение с ним, его нектарное присутствие, полнота его отсутствия.
Лучшим свидетельством, что Шри Ним Кароли Баба выполнял садхану Ханумана в состоянии самадхи (полного сосредоточения) служит его явление преданным в образе самого Ханумана. Баба «позабыл» свое отдельное существование в такой степени, что при вопросе, с какого места читать «Рамаяну», как-то ответил: «С той строки, где я сказал Вибхишане...», выдавая свое отождествление с Хануманом. Он взял чтеца за руку, и тот почувствовал, что не в состоянии вынести тяжести руки. Вид Бабы изменился: лицо покраснело, а все тело залил свет, исходивший от его волос. Вырвав онемевшую руку, служитель выбежал и несколько часов пролежал в лесу, потеряв сознание от невыносимости видения. Тем временем, Баба тоже исчез, и никто не мог разыскать его, пока он не появился снова в своей обычной форме. Поскольку Хануман наделен всеми сиддхами, Бабе было присуще и материальное всемогущество. Как-то раз он взял из сумки гостившего саддху пачку мятых денег и бросил их в очаг со словами: «Огонь – банк монаха! Ты получишь их обратно из огня». Саддху застыл, наблюдая за дематериализацией своих сбережений, а затем Баба взял кочергу и выгреб ему из золы новенькие банкноты.
Если вынести за скобки весь ритуальный символизм, то бхакти-йога признается как путь освобождения в силу самадхи, или сосредоточения на Боге. Богореализация предполагает всеобъемлющее сознание, и это проще понять на примере, приведенном американским учеником Шри Ним Кароли Бабы – Рам Дасом. Бывший профессор, выгнанный из гарвардского университета за опыты с ЛСД, отправился в Индию, желая испробовать психоделики на святом. Ему удалось лично встретиться с Бабой, и тот первым делом спросил: «Где таблетки?». Взяв сразу тройную дозу, он немедленно проглотил их, а потом как ни в чем ни бывало продолжил беседу. Вообще ничего не произошло. Впоследствии Баба повторил прием уже четверной дозы с тем же эффектом. Отсутствие всяких изменений в психике Бабы объясняется просто: психоделики открывают неизведанные области сознания, а ему и так было все открыто. Житие Бабы полно рассказов о том, как он предсказывал те или иные события, вплоть до выбора президентом Индии человека, который был тогда еще скромным губернатором. Всеведение есть явное следствие всеобъемлющего сознания, для которого нет ничего внешнего.
Где-то во второй половине ХХ века в одном из индийских храмов возникла вполне обычная проблема: священнослужители присваивали пожертвования верующих. Храмовый совет сменил нескольких махантов, но всякий раз история повторялась. Тогда почитаемый индийцами Шри Ним Кароли Баба сказал: «Есть у меня ученик, который точно ничего не возьмет!». Совет единогласно принял решение поставить его махантом (главой храма), но оказалось, что ученик был американцем, а ведь до сих пор иностранцам не позволяют даже заходить внутрь многих индуистских храмов. Но решение было принято, так что правоверные индуисты были вынуждены совершать ритуалы с «нечистым» махантом, морщась и отворачиваясь, едва ли не зажимая нос от отвращения. Это и был Кришна Дас, который провел в храме три года, после чего гуру велел ему возвращаться в Нью-Йорк. Жизнь вошла в прежнее русло, но через некоторое время внезапно поступило известие об уходе учителя в махасамадхи. Охватившая Кришну Даса скорбь была так велика, что избавиться от нее помогало только громкое пение мантр и бхаджанов. Постепенно вокруг него стало собираться все больше слушателей – так все и началось...
Уход в махасамадхи тоже оставляет впечатление непрерывной целостного сознания Шри Ним Кароли Бабы. Когда он начал «жаловаться» на сердце, приглашенные врачи, проверив его состояние с помощью новейшего кардиографа, заверили, что он совершенно здоров. Тем не менее, он вскользь произнес: «Что поделать, если Бог зовет меня?» По пути в ашрам в Бриндаване с ним случился сердечный приступ, и ночью его привезли в больницу, пытаясь оказать помощь. Но Баба отверг подачу кислорода со словами «все тщетно», а затем трижды произнес имя Бога и застыл в неподвижности. После кремации пепел от тела был разделен на несколько частей и разослан по всем его ашрамам в Северной Индии, которых насчитывалось уже до десятка.