А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Абхьяса - определенная постоянная практика.
Аватар - воплощение (инкарнация); нисхождение божества на землю; откровение Божества в человеческой природе; Божественное проявление в человеческом образе; слово "Аватар" означает нисхождение; это - сошествие вниз Божественного ниже черты, отделяющей божественный мир от человеческого мира или состояния.
Авеста - священные книги некоторых древних народов Средней Азии, Азербайджана и Ирана; ранние части Авесты приписываются преданием пророку Заратустре (Зороастру).
Адеша - голос, побуждение, указание.
Аджняна - неведение, незнание.
Адхара - то, в чем сейчас содержится сознание, ум - жизнь - тело; дословно "сосуд, опора, транспортное средство".
Адхарма - все, что противоречит Дхарме.
Акарта - бездействующий.
Акартавья - то, что делать не должно.
Амрита - бессмертие; нектар бессмертия, амброзия, пища или питье богов; бессмертное блаженство божественного экстаза.
Ананда - восторг; наслаждение, блаженство, духовный экстаз; сущностный принцип блаженства; самоблаженство, являющееся самой природой трансцендентного и бесконечного существования.
Анима - "тонкость", одна из восьми йогических способностей (Сиддхи, см.) - способность изменять тело, произвольно уменьшая его массу и плотность.
Аниша - не господин, подчиненный.
Анна - пища; грубая зримая материя; по своему происхождению означает просто субстанцию или существо.
Анрита - ложь; неистинное или ошибочное применение Сатьи в ментальной или телесной деятельности.
Антахкарана - внутренний инструмент; ум; ум и виталическое в противоположность телу.
Анумата - дающий санкцию.
Апана - одна из пяти Пран; сосредоточена в нижней части туловища, осуществляет руководство низшими функциями, в особенности выделительными - выделяющими те части пищи, которые должны быть удалены из тела, и те вещества, что порождаются телом; тесно связана с разложением и смертью; дыхание смерти, поскольку отдает из тела витальную силу.
Артха - интерес (один из четырех человеческих интересов); материальные, экономические и другие цели и нужды ума и тела; предмет, вещь; значение, смысл (слова).
Асакти - привязанность.
Асиддха - несовершенный.
Асур(а) - божество; в Ведах и Авесте не только божество, но и его проявления; в нескольких гимнах упоминается как Титан тьмы; сильный, могущественный Титан, враждебное существо ментализированного витала.
Атмаджняна - знание Сущности (Душе).
Атман - Сущность; Дух; изначальная сущностная природа нашего существования; Верховная сущность (по отношению к индивидууму), являющаяся нашей собственной истинной и наивысшей сущностью.
Аханкара - чувство эго; эгоизм; особое эгоистическое чувство, которое дает каждому существу возможность постичь себя как независимую личность;
Аханкара Саттвическая - эгоизм, выраженный в чувстве добродетели и правильности;
Аханкара Раджасическая - динамический эгоизм;
Аханкара Тамасическая - эгоизм, выраженный в невежестве и инертности.
Ашуддха - нечистый.
Ашуддхи - нечистота.
Ахимса - “ненасилие”. Индуистская доктрина ненасилия и непричинения вреда. Одна из ям (контролирующих правил) первой стадии аштанга-йоги. Химса означает “убийство, причинение боли, вреда”. Приставка "а" означает отрицание. Итак, а-химса - “непричинение боли или вреда”. Это понятие охватывает не только действие, но также речь и мысль. Ахимса являет собою трехтысячелетний идеал трансцендирования биологической природы человека.
Аджня - Шестой психический центр (“третий глаз”), анатомически связанный с гипофизом и с шишковидной железой. Аджня изображается в виде лотоса с двумя лепестками в точке между бровей - эти два лепестка соответствуют передней и задней долям гипофиза.
Акаша - Пятый элемент (сравнимый с “эфиром” или “квинтэссенцией” европейских алхимиков). Его символ - черный овал или спираль. Акаша - это таттва (качество), связанная с вишуддха чакрой, ее проявление - звуковая вибрация (шабда), не являющаяся, однако, собственно звуком. Точными эквивалентами акаши не являются ни эфир, ни квинтэссенция. Акаша - это форма пространства, не имеющая измерений и присутствующая повсюду. Корень слова акаша - “сиять” или “двигаться”. Акаше присущи такие качества, как бесконечность и неделимость. Индийская философская концепция акаши возникла раньше греческой эпикурейской атомистической теории, соответствующей представлениям современной астрономической космологии.
Анахата - “нерожденный Звук”. Четвертый психический центр, физически находящийся в области сердца, вилочковой железы и сердечно-легочного сплетения. Духовную суть этой чакры можно выразить словами “Где сердце, там пусть будет и мозг” (Роберт Браунинг, 1865).
Антар-анга - “внутренние члены”. Четыре высшие фазы аштанга йоги: пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.
Апас - второй элемент. Вода, его символ - серебряный полумесяц. В теле Апас управляет областью от коленей до таза. Корень "an" означает “вода”, которая символизирует принцип жидкости вообще, а та, в свою очередь, считается символом материи. Уменьшение в объеме (испарение) и вкус (раса) являются неотделимыми от "an" качествами.
Асана - “сидение”. Также 84 классические позы, иди упражнения, хатха йоги. К сожалению, никто не знает, какие именно 84 асаны следует считать классическими, потому что тексты хатхи говорят о сотнях асан. Патанджали упоминает только о четырех сидячих позах. В этом контексте асаной можно считать любое положение тела, в котором тело имеет устойчивую основу равновесия. Асана - это третья стадия аштанга-йоги.
Аштанга йога - “восьмичленная йога”. Система “Йога-сутр” Патанджали, в которой йога разделена на восемь этапов: яма (ограничения), нияма (предписания), асана (поза), пранаяма (контроль над дыханием), пратьяхара (отключение чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (непрерывная концентрация) и самадхи (вселенское сознание, опыт полной физиологической и физической интеграции).
Аудгита - беззвучное или мысленное пение мантры. Мантра становится инструментом, фиксирующим внимание, помогающим познавать, обеспечивающим отсутствие беспокойства. Такая медитация начинается с пения мантры, которое затем переходит в шепот, затем в беззвучные движения губ и языка и лишь потом - в безмолвное произнесение.
Абхайя - отсутствие страха.
Абхаса - отражение, подобие.
Абхаса-аварана - заблуждение по поводу своей собственной истинной природы.
Абхинава - совершенно новый.
Авайава - часть тела, член тела.
Авьякрута - непроявленный.
Авьяпадешья - не поддающееся определению.
Агни - огонь. Бог огня; активная сила истинного сознания, Божественная воля, вдохновленная Божественной мудростью.
Агнихотра - ведический ритуал поклонения огню.
Адитьи - боги Солнца, сыновья Адити ("безграничной", Высшей Матери богов).
Адхара - основание, опора.
Адхейя - то, что нуждается в опоре.
Адхибхутика - физические возможности, проявившиеся в результате тапаса.
Адхидевика - божественные свойства, проявляющиеся при тапасе.
Адхьяса - видимость, нереальность.
Адхьятмика - духовность, духовные силы, раскрывающиеся при тапасе.
Акаша - эфир, пространство, пятый из пяти элементов природы.
Акшара - недвижущийся, неизменный.
Алакананда - река на севере Индии; на ее берегу находится Бадринатх - священное место паломничества в Гималаях, где находится храм с лингамом, установленный Шанкарой; одна из рек, образующих Ганг.
А-манаска - состояние "вне ума", преодоление ума.
А-манобхава - знание, не основанное на умственном опыте.
Анади - не имеющий надежды, отчаявшийся; не имеющий начала и конца.
Ананда - блаженство, высшая божественная радость.
Анандамайя-коша - оболочка блаженства.
Ананта - бесконечный.
Анасакти - безразличие, бесстрастность, хладнокровие.
Анвешамана - ищущий, стремящийся познать в себе Атмана через а-пара Брахмана, т.е. через проявленный мир.
Анга - нерв в теле человека.
Ангираса - божественный мудрец, девариши, один из прародителей земных существ - Праджапати.
Ангуштаматра - (Пуруша) "размером с большой палец" - традиционный эпитет Пуруши, употребляемый в упанишадах.
Аннамайя-коша - грубая оболочка (оболочка пищи), физическое тело.
Антар-индрии - внутренние инструменты распознавания в человеке: манас, буддхи, читта, аханкара.
Антарьями - дух, обитающий в оболочке тела, руководитель в сознательном существе.
Антах-карана - орудие внутреннего мира человека, его тонкая структура или душа; включает в себя ум (манас), сознание индивидуального "я" или эго (ахамкару), память или подсознание (читту) и духовный разум (буддхи).
Анумана прамана - знание, полученное на основе предположений, подразумеваемое, гипотеза.
Апара Брахман - Брахман в его имманентном проявлении, т.е. как неотъемлемо присущий материальному миру.
Апаравидья - знание об имманентном аспекте Брахмана, т.е. об его неотъемлемом присутствии в материальном, полном атрибутов мире; светское, мирское знание.
Апаричинна - то, что не имеет границ.
Апарокоша - грубая, материальная оболочка, форма; проявленный мир как низшая форма Брахмана.
Апарокшабрахмаджнана - непосредственное восприятие Брахмана.
Апрамейя - то, что не может быть описано словами.
Аранья - лес.
Арупа-лайя - уничтожение самого ума.
Арчана - поклонение Богу, совершение обрядов поклонения.
Асамсари - не затронутый самсарой.
Атану - "без тела", не имеющий тела.
Атма - Божественная сущность человека.
Атмавидья - знание Атмана, своей божественной природы.
Атмавичара - исследование природы Атмы.
Атмавишваса - уверенность в себе.
Атмаджняна - познание Атмы.
Атманиведана - жертвенность, предание себя Богу.
Атмататтва - принцип, сущностная природа Атмана.
Атма-чайтаньям - высшее сознание.
Атмачинтана - медитация на Атму.
Атмасакшаткара - самореализация.
АУМ (ОМ) - изначальный звук; выраженный звуком символ Брахмана, Абсолюта, из которого произошла вся Вселенная; мантра.
Ахамкара - принцип индивидуальности; эго, личное, индивидуальное "я"; представление о себе как об отдельной, обособленной от мира личности.
Ачетана - несознательный.
Ашрам - духовная община.
Аштаишварья - Бог как обладатель восьми аспектов Ишвари (женской ипостаси Ишвары), несущих благо человеку.
Ашубха - неблагоприятный, вредный.