А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Садхак - тот, кто получает или старается получить реализацию; тот, кто посредством практической Садханы ищет Сиддхи.
Садхана - практика Йоги; практика, посредством которой достигается совершенство (Сиддхи - см.); духовное упражнение и тренировка самого себя.
Сакши - свидетель.
Сагуна - “имеющее форму”. Концентрация на определенной форме или чем-то, имеющем конкретный характер.
Самадхи - “с Богом”. Состояние сознания, когда индивидуальное сознание человека сливается с космическим сознанием. В терминах психологии Юнга самадхи является извержением “коллективного бессознательного”. Самадхи - это последний этап аштанга йоги и цель всей йоги. Самадхи в философии санкхьи - соединение медитирующего со Вселенной. Самадхи - йогический транс, в котором ум приобретает способность выхода из своей ограниченной состоянием бодрствования деятельности в высшее и свободное состояние сознания; в Гите - покой, отсутствие желаний, лишенная огорчений неподвижность Буддх в самоуравновешенности и самопознании.
Самьяна - “с управлением, контролем”. Три высшие фазы аштанга йоги. Это дхарана, дхъяна и самадхи.
Сахасрара - “тысяча лепестков”. Седьмой психический центр, физически связанный с шишковидной железой и корой головного мозга (содержащей миллиарды клеток - лепестков, отсюда и название). Сахасрара считается местом обитания Шивы, разрушителя невежества (майи). В настоящее время мозг рассматривается как самая большая железа внутренней секреции в организме. Учитывая, что перемены настроения в основном вызываются изменением химического состава мозга, можно считать пробуждение сахасрары индуистским аналогом достижения “седьмого неба”.
Свадхиштхана - “собственное место”. Второй психический центр над муладхарой, физически связанный с надпочечниками и подчревным сплетением. Иногда называется чандра - (лунная) чакра, поскольку управляет “приливами и отливами” жидкостей тела.
Сиддхи - от слова сидх, что означает “преуспевать, выполнять, достигать”. Экстрасенсорные, паранормальные психические способности, которые накапливаются у человека по мере практики йоги. Это способности, о существовании которых большинство людей и не предполагает.
Сохам - мантра, утверждающая: “Я есмь Он”, или “Я есмь Брахман”. "СО" мысленно произносится на вдохе, а "ХАМ" - на выдохе. Эта мантра является одним из наиболее мощных методов высвобождения из подсознания позитивной эмоциональной установки, обретения всезнания и всемогущества.
Сукхасана - “легкая поза”. Простая поза со скрещенными ногами, используется для медитации и нейромышечной тренировки.
Сушумна - главная центральная нади, соответствующая позвоночнику. Канал, по которому духовный огонь кундалини поднимается в сахасрару для соединения с нею.
Самана - одна из пяти Пран; сила, расположенная в центре тела и регулирующая чередование Праны и Апаны в месте их встречи, уравновешивающая их и являющаяся наиболее важным фактором в поддержании равновесия витальных сил и их функций; посредник в усвоении пищи.
Самата - равенство; равное отношение ко всему, уравновешенность.
Санкара (Самкара) - смешивание, смешение, путаница.
Санскара - ассоциация, фиксированное представление, впечатление, привычная реакция, формируемая человеческим прошлым.
Саньяма - самоконтроль, отказ или самоотделение; концентрация, сознательное руководство или сознательное пребывание, посредством которого человек становится осознающим все, что есть в объекте.
Сат - бытие, существование; Чистое Существование; все, что истинно справедливость, высшее или лучшее, или действительное благо.
Саттвический - относящийся к качеству света и чистоты - Саттва (см Гуна).
Сатья - правда; истина; истина бытия.
Сахасрадала - (также Сахасрара) тысячелепестковый лотос, самый верхний центр сознания - Чакра.
Свабхава - "собственное бытие", "собственное становление"; принцип самостановления; природа, реальная природа; сущностная природа и присущий самому себе принцип бытия каждого становления; чистое качество духа в присущей ему силе сознательной воли и в его характерной силе действия; духовный темперамент, врожденная натура, сущностный характер.
Свапна - сонное состояние; сознание, соответствующее тонкому жизненному плану и стоящему за ним умственному плану.
Сиддха - совершенный, полный, законченный; совершенная душа, совершенный человек.
Сиддханта - заключение, логический аргумент.
Стхула - грубый.
Стхула Деха - грубое тело - Прана и физическое вместе.
Сукха - счастье.
Сукшма - тонкий.
Сукшма Деха - тонкое тело.
Сукшма Прана - тонкая жизненная сила.
Сувдара - прекрасный.
Сурья - Солнце; Бог Солнца, Господин Истины и Света, дающий лучи Знания, которое просвещает ум; душа и энергия и тело духовного света.
Сушупти - глубокий сон; Сонное Состояние, сознание, соответствующее Супраментальному плану, присущему гносису, которое находится позади нашего опыта, потому что наше каузальное тело, или оболочка гносиса, не развито в нас, его способности неактивны в нас, и мы таким образом по отношению к этому плану находимся в состоянии сна без сновидений.
Савикальпа-ананда - Блаженство от соприкосновения с Богом.
Савикальпа самадхи - слияние с Богом с сохранением частичной отделенности от Него.
Савитри - "солнечная", дочь бога Сурьи, отданная им в жены Брахме; идентифицируется с богиней Гаятри; воплощение священной мантры "Гаятри".
Сагуна - наделенный атрибутами, качествами, свойствами.
Сагуна-упасана - поклонение конкретному, отдельному божеству.
Сакшаткара - самореализация.
Сакши - свидетель, видящий.
Сама - контроль чувств.
Самана - одна из пяти пран, сила, расположенная в центре тела и регулирующая равновесие собственно праны и апаны в месте их встречи.
Самахита - сконцентрированный в своем собственном существе, находящийся в состоянии самадхи.
Самватсара - год как череда месяцев.
Самсараврикша - древо жизни.
Санатана дхарма - вечный закон, вечная религия.
Санкальпа - воля; божественная воля; воля Бога, проявляющаяся в решениях человека.
Санкхья - "исчисление"; одна из 6 даршан; древнейшая теистическая философская система Индии, основанная мудрецом Капилой; разработала учение о 26 таттвах (фундаментальных принципах).
Сантоша - временное, ограниченное удовольствие.
Саньяса - отречение (от жизни и действительности).
Саньяси - отреченный.
Сарасвати - "проистекающая", речь; имя богини красноречия, наук и искусств; название священной подземной реки на северо-западе Индии.
Сарва-атма-сварупа - всеобъемлющее, всепроникающее воплощение Атмана.
Сарваджна - высший, всеохватывающий разум.
Сарвакармасаньяса - отречение от всех карм, т.е. от всякой деятельности, несущей свои последствия.
Сарвакрийя-паритьяга - полное отречение от плодов деятельности, от привязанности к миру, от желаний и побуждений.
Сарвантарьямитва - всеобщее самопроявление (Атмана).
Саттва - первая из гун природы, соответствующая добру, гармонии, чистоте, свету.
Сат-чит-ананда - бытие-осознание-блаженство.
Сатья - истина.
Сатья даршана - видение, основанное на истине.
Сатья-джняна - истинная мудрость.
Сатьясварупа - воплощение истины.
Свабхава - неотъемлемая сущность.
Свайампракаша - "самопроявление", высшее существование, наивысшим образом сознающее самого себя.
Свапна - сон; состояние сна со сновидениями.
Свараджья - "господин над собой"; тот, кто контролирует ум и чувства.
Сварга - "рай", небесный мир (как один из планов сознания).
Сварупанас - уничтожение волнения и побуждений.
Сева - самоотреченное служение.
Смарана - память.
Снеха - дружелюбие, приветливость.
Спарша - касание, прикосновение, осязание.
Сришти - проекция части целого, порождение целого; проявленный мир.
Стхула-шарира - грубое физическое тело.
Сукшма-шарира - тонкое тело.
Сундарам - красота.
Сурдас - имя мудреца, святого отшельника.
Сурьялока - "мир солнца", один из высших духовных миров как ступень духовного познания.