Примета: Если в день летнего солнцестояния не зажечь костер для благословения яблонь, будет неурожай. (Херефордшир и Сомерсетшир).
С незапамятных времен крестьяне всех европейских стран в определенные дни года зажигали костры и плясали вокруг них или прыгали через них. Обычаи такого рода можно было наблюдать в средние века, и их сходство с некоторыми ритуалами древних позволяет предположить, что они возникли за много веков до нашей эры. В Британии такие костры чаще всего зажигали во время Бельтана, Дня Всех Святых и дня летнего солнцестояния. Каждый поселок отмечал эти праздники собственным костром, и хотя этот обычай чаще всего был лишен какого бы то ни было суеверного содержания, в некоторых районах верили, что эти костры отгоняют несчастья или приносят удачу. Об этом свидетельствует вышеупомянутое суеверие жителей Херефорда и Сомерсетшира. Жители Гламорганской долины густо обматывали соломой колесо от телеги. Затем, по определенному знаку, колесо поджигали и пускали катиться с пологого холма. Если "огненное колесо" догорало, не достигнув подножия холма, то это предвещало плохой урожай. Если же оно горело до самого подножия, урожай должен был быть хорошим; если же оно продолжало гореть и после того, как скатилось с холма, то следовало ожидать небывалого урожая. На острове Мэн костры зажигали с наветренной стороны полей, чтобы дым от них несло в сторону злаков и скота. Чтобы скот тоже был защищен ото всякого зла, мэнцы запирали его в загоне и обносили вокруг него горящий дрок. Аналогичный обряд исполнялся в Ирландии, с той лишь разницей, что скот прогоняли сквозь дым, как в случае с английским Чистым Огнем (см. примета - чистый огонь). На острове Леттермор, в Южной Коннемаре, пепел праздничных костров разбрасывали по полям, чтобы повысить урожайность, и для этой цели считалось необходимым, чтобы в костре была сожжена кость. В Шотландии праздничные костры были распространены не столь широко, как в Англии, но в горах Пертшира пастухи в день летнего солнцестояния непременно обходили вокруг стада по ходу солнца с горящими факелами. Считалось, что это очищает скот и отгоняет болезни. Ритуальные костры в России раскладывались в случае эпидемий - "по дорогам, ведущим из зараженных местностей... Уже в 1352 году, при появлении страшной "черной смерти" в Пскове, псковские послы пришли в Новгород "зовуще владыку Василия к себе, дабы благословить их". Новгородцы же до прибытия псковских уполномоченных просили и убедили Владыку "костры нарядити в Орехове", по западной новгородской границе, откуда заносилась к ним обыкновенно чума". Крестьяне зажигали "навозные костры вокруг деревень во время скотских падежей".