Примета: Возьми несколько веток водорослей, высуши их, закрепи их в фабричных деревянных рамах, поставь их на каминную доску - и твой дом никогда не загорится. (Корнуолл. Водоросли, приготовленные таким способом, здесь называют "Lady"s Trees" ("деревья Госпожи"); очевидно, под словом "Lady" подразумевается Дева Мария).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если огонь вырывается из камина, в доме будет ссора.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если огонь разгорается плохо, значит вредят злые духи. Чтобы противостоять им, поставь кочергу поперек каминной решетки, сделав таким образом крест. (Повсеместно).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если огонь ярко разгорается после того, как его поворошили кочергой, это знак того, что отсутствующий возлюбленный, жена или муж (соответственно случаю) находится в хорошем расположении духа. (Мидленд).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если пепел в камине распадается на две кучки, служанка потеряет место.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если, уходя из дому, оставить в камине погасшую золу, с хозяином случится беда.
Последнее суеверие весьма резонно. Было множество случаев, когда пепел, с виду совсем остывший, внезапно возгорался и его искры поджигали бумагу на печи, или одежду, висящую у камина и развеваемую сквозняком. Огонь среди ночи - это столь же верная дурная примета, как капля краски, падающая на голову неосторожного прохожего и предупреждающая его о том, что он забрел под лестницу, на которой работает маляр. Прочие "огненные" суеверия в большинстве своем связаны с новогодней ночью. Они были широко распространены в Шотландии и, частично, в Северной Англии. Соответственно этим суевериям, если в новогоднюю ночь огонь в доме погаснет, то это дурной знак для всего последующего года. Кроме того, беда якобы должна была случиться с каждым, кто поможет своему невезучему соседу, дав ему горящий уголек или любой другой огонь, которым можно было зажечь погасший очаг. Что же касается кочерги поперек прутьев, то этот обычай популярен до сих пор, хотя едва ли кто-то воспринимает его всерьез. Впрочем, этот обычай имел бы какой-то смысл, если бы кочерга была раскалена докрасна, поскольку в этом случае она вызывала бы восходящий поток воздуха, который помогает разгореться огню. В крестьянской России повсеместно сохраняется вера "в мощь и влияние всякого огня, каким бы способом он ни был добыт. Коренной русский человек... не осмелится залить или плюнуть в огонь... Точно так же... не бросят в затопленную печь волос (чтобы не болела голова), не перешагнут через костер, не сожгут в нем экскрементов человеческих из боязни корчей и судороги тем людям. Почтение к огню во многих местностях Великороссии (а в Белоруссии повсюду) доведено до того, что считают великим грехом тушить костер на полях, теплины на ночном и т. п., предоставляя самому огню изнывать в бессилии и тухнуть... При наступлении сумерек огонь зажигается всегда с молитвой, и если при этом иногда начнут ссориться между собою невестки, то свекровь говорит:- Полно вам браниться, удерживайте язык, аль не видите, что огонь зажигают?И ссора прекращается, перебранка смолкает. - Огонь грех гневить - как раз случится несчастье, - говорят крестьяне, вспоминая известную легенду, предостерегающую от перебранок при зажигании огня. Вот эта легенда, или вернее нравоучение:"Зажглись на чужом дворе два огня и стали между собою разговаривать:- Ох, брат, погуляю я на той неделе!- говорит один. А разве тебе плохо?- Чего хорошего: печь затапливают -ругаются, вечерние огни затепливаются - опять бранятся... - Ну, гуляй, если надумал, только моего колеса не трогай. Мои хозяева хорошие: зажгут с молитвой и погасят с молитвой. Не прошло недели, как один двор сгорел, а чужое колесо, которое валялось на том дворе, осталось целым". Почтение к огню на неосознанном уровне до сих пор сохраняется и в городской среде. Так, почти во всякой семье родители делают замечание детям, если те плюют не только на огонь, но и на любой горячий предмет, например, на утюг, проверяя достаточно ли он разогрелся (а также на печь, плиту и проч.). Иногда сохраняется и мотивировка данного запрета - на губах выступят болячки - "огневики" (в ряде традиций такие простудные воспаления называются "лихорадками" (см. примета - лихорадка)). Чрезвычайно интересны легенды, объясняющие происхождение огня на земле. "Наиболее господствующее убеждение заключается в том, что первый огонь изобрели бесы в то самое время, когда они были изгнаны с неба. При этом рассказывается легенда о том, как Бог со Свв. Петром и Павлом ходили по земле и неожиданно увидели костер, разведенный и охраняемый бесами. Бог приложил палочку, и, когда она загорелась, бесы вздумали ее отломать. Тогда Господь ударил этой палочкой о камень, полетели искры, и с той поры люди узнали, как добывают огонь из камня. Так думают и в Малороссии, где эта легенда общеизвестна. В решительном противоречии с ней находится великорусская легенда, свидетельствующая, что огонь дан людям Самим Богом, который ниспослал его с небес на помощь первому человеку, по изгнании его из рая, когда человек очутился в безвыходном положении и не знал, как готовить себе пищу. Бог послал молнию, которая расколола и зажгла дерево, и тем показал способ добывания столь чтимого и признаваемого святым "живого огня". Другие легенды стараются примирить оба начала, признавая два огня: адский и небесный, а одна из легенд говорит, что до первого греха первых людей огня на земле не было. После же грехопадения отворились адские ворота, и пламя вырвалось оттуда и появилось на земле, чтобы причинять людям вред пожарами, обманывать вспышками на местах кладов, смущать огневидным появлением в воздухе самих бесов, в виде огненных змеев и т. п. Кроме адского огня, был послан с неба и тот огонь, которым зажигались жертвы, приносимые Богу, и устранялись многочисленные бедствия, посещавшие людей и домашних животных, в виде различных болезней. Теперь... "тот и другой огонь смешались вместе и их не различишь". "В некоторых случаях огонь считается даже как бы разумным, одушевленным существом. Не следует, например, во время пожара носить вещи из жилого горящего дома по направлению к другому строению, так как пламя "потянет" и переберется на это строение (как бы не желая отдать того, что у него вырывают). Рассказывают, что один крестьянин, помогая вытаскивать вещи из горящего дома, тайком унес рукавицы и снес их к себе домой. И что же? Пламя тотчас же перекинулось с горящего дома на дом вора". Во время пожара "затапливают печь в доме, соседнем с горящим, веря, что огонь против огня утишит пожар... Считается недозволенным во время пожара курить, петь или свистать".